разрешаем недоумения

– Семейное общение на кухне или с друзьями, пришедшими в гости, –это празднословие? Апостол Павел сказал нам: «Не забывайте… общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу»…

– Если общение с родственниками или друзьями сводится лишь к осуждению третьих лиц, пересудам или хвастовству, то, конечно, для христианина это не будет общением во спасение души. Такого общения следует избегать, ведь любые праздные разговоры, не приводящие ни к чему, – это празднословие, порождающее в душе осуждение, смехотворство, зависть, клевету. Святитель Тихон Задонский предостерегает христиан от праздных разговоров: «Слова праздного, шуток, смеха и всяких игр берегись; думай всегда, что пред лицом Божиим ходишь, и Бог всегда на тебя смотрит, дело, слово и помышление твое все ясно видит».

Слова апостола Павла об общительности как о жертве, угодной Богу, следует понимать так: православному христианину не следует сторониться и избегать общения с теми людьми, которые, возможно, их когда-то обидели словом, осудили или оклеветали. Не следует держать обиду и зло на таких людей, а тем более осуждать их в ответ. Такая сердечная и искренняя простота в общении не только с друзьями, но и с недругами и будет тем богоугодным общением, о котором говорит апостол Павел.

Почему в Библии дается история только одного народа? Ведь параллельно развивались и другие цивилизации?

– Библия – книга не историческая, не документальная, а нравственная, и ее цель заключается не в описании всех исторических событий, а в том, чтобы научить нас всему тому, что необходимо для нашего спасения. Митрополит Антоний Сурожский говорит, что «Библия – это описание живого опыта богообщения». В Библии мы находим историю богоизбранного народа, которому по вере одного человека – Авраама – Бог даровал великое сокровище – знание об Истинном Боге и союзе с Ним. Евреи тем и отличались от окружавших народов, что им было как бы дано задание сохранить веру в истинного Бога.

Откуда пошла традиция возжигать в храме свечи? И есть ли существенная разница между восковой и не восковой свечой?

– Возжигать свечи в храме – традиция очень древняя. Специальные светильники зажигали в скиниях при совершении ветхозаветного богослужения, а позже – в Иерусалимском храме. В апостольский век в первых христианских общинах зажигали свечи. Они не только освещали дом, но и имели молитвенно-символическое значение. Светильник, свеча, лампада – все это символы присутствия Божия. Свет, исходящий от свечи, означает божественное сияние, которое Господь принес людям. «Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою» (2 Цар. 22, 29). Пламя свечей, которые зажигают во время богослужения, означает, что в сердцах молящихся в храме людей живет любовь к Господу.

Для Бога не имеет значения, какую свечу вы решили поставить: дорогую или дешевую, восковую или нет, для Него важно, с каким сердцем вы это делаете. Лучше прийти в храм и купить одну свечу, но поставить ее с молитвой, с чувством глубокой веры и раскаяния за свои грехи, чем купить десяток самых толстых и дорогих свечей и поставить их автоматически, без понимания и осознания значения этого действия.

Где в библейской истории место для неандертальцев, динозавров и т.п.?

– К сожалению, формат рубрики «Вопрос-ответ» не позволяет представить и подробно описать все точки зрения святых отцов, современных ученых и богословов на проблемы, касающиеся исчезновения динозавров с нашей планеты, обнаружение останков «древних» людей и т.д. Существует специальная дисциплина – естественнонаучная апологетика, которая изучает соотношения между наукой и религиозной верой. Людям, интересующимся данными вопросами, можно порекомендовать книгу иерея Олега Мумрикова «Концепции современного естествознания. Христианско-апологетический аспект». В ней подробно разбираются и сопоставляются взгляды исследователей и богословов различных эпох.

Дети Адама и Евы женились друг на друге – братья на сестрах?

– Все люди – потомки двух сотворенных Богом людей – Адама и Евы. Других людей Бог не создавал. Библия не сообщает точное количество детей Адама и Евы, но говорит, что за 930 лет, которые прожил Адам, они родили множество сыновей и дочерей. Со времен детей Адама и Евы люди женились на своих близких родственниках, и это было естественным явлением. В Ветхом Завете мы встречаем примеры браков между родственниками: Авраам женился на своей сестре по отцу; сын Исаака – Иаков женился на Лие и Рахили, которые были его двоюродными сестрами и т.д. Закон, запрещающий близким родственникам вступать в брак появился во времена Моисея, когда Бог дал Закон народу Израилеву.

Почему после сотворения мира земля «разломалась» на материки?

– Из Библии мы знаем, что на нашей планете изначально был лишь один материк, окруженный водой. Этот факт подтверждается и современной наукой. Из 10-й главы книги Бытия можно понять ориентировочное время, когда произошло разделение земли на материки: «У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена» (Быт. 10, 25). Получается, что это произошло в четвертом поколении после потопа. Точной причины науке не известно, возможно произошел какой-то катаклизм на земле, который и привел к разделению земли на материки.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В АПРЕЛЕ-МАЕ 2018

24.04.1962 – протоиерей Анатолий Симора, благочинный Весьегонского округа, Иоанно-Предтеченская церковь, настоятель, г. Весьегонск, Бежецкая епархия.

27.04.1980 – иеромонах Амвросий (Желябовский), благочинный Социального благочиния г. Твери, церковь в честь преподобного Серафима Саровского, настоятель, г. Тверь. 

30.04.1972 – иерей Василий Кукушкин, церковь в честь иконы Божией Матери «Иверская», настоятель, с. Лыкошино, Бологовский район.


01.05.1956 – протоиерей Сергий Зиновьев, церковь в честь блаженной Ксении Петербуржской, г. Тверь.

01.05.1966 – протоиерей Александр Хлебников, церковь в честь Воскресения Христова, настоятель, с. Прутня, Торжокский р-н.

01.05.1982 – иерей Владимир Жуков, церковь в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и блаженной Матроны Московской, д. Красново, Калининский р-н.

04.05.1970 – диакон Александр Евдокимов, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

07.05.1962 – протоиерей Димитрий Мамонов, церковь в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца, настоятель, с. Никольское, Калининский р-н.

10.05.1952 – иерей Алексий Семенов, Всехсвятская церковь, п. Максатиха, Бежецкая епархия.

10.05.1953 – диакон Владимир Ладаткин, Всехсвятская церковь, п. Максатиха, Бежецкая епархия.

10.05.1969 – иерей Александр Царев, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Упирвичи, Торжокский р-н.

12.05.1966 – иерей Андрей Гришаенков, церковь в честь Воскресения Христова («Трех исповедников»), г. Тверь.

16.05.1961 – протоиерей Владимир Березюк, собор в честь Крещения Господня (Богоявленский), г. Вышний Волочек.

18.05.1951 – протоиерей Георгий Белоусов, собор в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», г. Тверь.

20.05.1970 – иерей Владимир Романов, церковь в честь святого Георгия Победоносца, настоятель, с. Юрьево-Девичье, Конаковский р-н.

20.05.1971 – иерей Георгий Миколута, церковь в честь Вознесения Господня, настоятель, д. Дубровка, Бологовский р-н.

21.05.1947 – протоиерей Евгений Шлыков, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

22.05.1960 – протоиерей Николай Алексеев, благочинный Торжокского округа, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, г. Торжок.

24.05.1975 – иерей Андрей Гайдай, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Марьино, Торжокский р-н.

25.05.1979 – протоиерей Роман Локочинский, Александро-Невская церковь, настоятель, п. Калашниково, Бежецкая епархия.

25.05.1985 – иеромонах Дамаскин (Леонов), церковь Владимирской иконы Божией Матери, г. Тверь.

28.05.1951 – протоиерей Валерий Лапатко, церковь в честь Вознесения Господня, г. Кимры.

28.05.1967 – протоиерей Петр Дубяго, церковь в честь Рождества Христова (в Рыбаках), настоятель, г. Тверь.

29.05.1954 – архимандрит Сергий (Швырков), Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

29.05.1977 – иерей Роман Решетилов, церковь в честь Введения Божией Матери во храм, г. Калязин.

30.05.1974 – игуменья София (Прощаева), Ольгинский женский монастырь, настоятельница, с. Волговерховье, Осташковский р-н.

30.05.1974 – протоиерей Димитрий (Дереник) Каспаров, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Красное, Старицкий р-н.

31.05.1952 – протоиерей Сергий Тимофеев, Богоявленская церковь, настоятель, с. Толмачи, Лихославльский р-н, Бежецкая епархия.

31.05.1969 – протоиерей Алексий Кулаков, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, п. Бурашево, Калининский р-н.

ЮБИЛЕИ В АПРЕЛЕ-МАЕ 2018

24.04.1973 – 45 лет – иеромонах Матфей (Фильчаков), храм Святой Троицы, пос. Отолово, Пеновское благочиние, Ржевская епархия

Фильчаков

26.04.1963 – 55 лет – протоиерей Вадим Иванов, собор в честь Вознесения Господня, г. Тверь

Иванов


04.05.1978 – 40 лет – иерей Роман Иванов, церковь Василия Великого, настоятель, г. Торжок

Роман Иванов

10.05.1983 – 35 лет – протоиерей Николай Симчук, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, г. Торжок

Симчук

15.05.1958 – 60 лет – протоиерей Вадим Махновский, церковь в честь св. апостолов Петра и Павла, настоятель, п. Карачарово, Конаковский район

Махновский

15.05.1963 – 55 лет – протоиерей Николай Губский, благочинный Лихославльского округа, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, г. Лихославль, Бежецкая епархия

Губский

15.05.1973 – 45 лет – протоиерей Димитрий Круглов, благочинный Зубцовского округа, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, г. Зубцов, Ржевская епархия

Димитрий Круглов 1

15.05.1983 – 35 лет – игумен Арсений (Леонов), Борисо-Глебский мужской монастырь, г. Торжок

Арсений Леонов

16.05.1968 – 50 лет – протоиерей Анатолий Гринюк, церковь в честь свщмч. Фаддея, архиепископа Тверского, настоятель, п. Красномайский, Вышневолоцкий район

Гринюк

17.05.1988 – 30 лет – иерей Илья Марков, храм Спаса Нерукотворного Образа, настоятель, с. Венецианово, Удомельский район, Бежецкая епархия

Марков

18.05.1958 – 60 лет – протоиерей Сергий Тимофеев, Князь-Владимирский собор, г. Удомля, Бежецкая епархия

Тимофеев Удомля

20.05.1963 – 55 лет – протоиерей Андрей Преображенский, церковь в честь Рождества Богородицы, с. Городня на Волге, Конаковский район

Преображенский

22.05.1963 – 55 лет – иеромонах Николай (Голубев), благочинный Нелидовского округа, церковь в честь иконы Божией Матери «Балыкинская», настоятель, г. Нелидово, Ржевская епархия

Николай Голубев 1

27.05.1973 – 45 лет –  иеромонах Рафаил (Соколов), Князь-Владимирский собор, г. Удомля, Бежецкая епархия

Рафаил СОКОЛОВ

27.05.1983 – 35 лет – иеромонах Герман (Фисенко), Свято-Преображенский Оковецкий скит, скитоначальник, храм Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, с. Оковцы, Селижаровский район

Герман Фисенко

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В МАЕ 2018

01.05.2003 – 15 лет иерейской хиротонии – иерей Роман Альгашов, церковь в честь Живо-начальной Троицы, настоятель, г. Торжок

Альгашов

06.05.1993 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Михаил Лебедик, благочинный Пеновского р-на, церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, настоятель, п. Пено

Михаил Лебедик 1

09.05.2003 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Владимир Марценюк, церковь в честь пророка Илии, г. Старица

Марценюк

10.05.1998 – 20 лет иерейской хиротонии - протоиерей Владимир Гуркало, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, г. Вышний Волочек

Гуркало

31.05.1998 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Сергий Тимофеев, Богоявленская церковь, настоятель, с. Толмачи, Лихославльский район, Бежецкая епархия

ТИМОФЕЕВ Толмачи

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер