разрешаем недоумения

Какие заповеди мирянину соблюдать желательно, но необязательно?

– Заблуждение – думать, что если ты живешь в миру, а не в монастыре, ты имеешь послабления в соблюдении некоторых заповедей Божиих. Не существует таких заповедей, которые можно было бы не соблюдать и при этом считать себя христианином, как и не существует двух идеалов христианства – одного для монашествующих, а другого для мирян. Для всех христиан идеал один – Иисус Христос.

Заповеди Христовы давались Господом всем людям на земле, а значит и следовать им нужно каждому. И спросит Господь со всех одинаково. Об этом пишет святой Иоанн Златоуст: «Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что другое требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности».

Чаще всего такими рассуждениями люди оправдывали свое неусердие в молитве и добродетелях, считая, что им возможны послабления в соблюдении заповедей Божиих. От греховности мира должны отрекаться не только одни монахи, потому что мир – это совокупность страстей, а со страстями необходимо бороться каждому христианину. Не только монах, но и каждый христианин должен взращивать в себе такие добродетели, как смирение, милосердие, послушание, целомудрие и т.д.

Как выпросить у Бога избавление от бесовских мыслей?

– Слово «выпросить» здесь не совсем уместно. Мы должны молиться Богу об укреплении наших душевных сил, чтобы противостоять бесовским мыслям и не дать им завладеть нами. Человеческая природа поражена грехом, поэтому греховные помыслы и ощущения так легко охватывают душу человека.

По учению Святых Отцов, злые помыслы являются зародышем греха. Если человек не ведет борьбу с помыслами, они укореняются в душе и перерастают в грех.

Что может помочь человеку противостоять бесовским мыслям? Святитель Игнатий Брянчанинов указывает нам на три главных оружия в борьбе с грешными помыслами. Самое сильное оружие, о котором говорит святитель, это исповедь. Второе оружие – это молитва. Третье – превращение лукавых помыслов в добрые, подмена страстей добродетелями.

Почему священники часто советуют сначала прочесть Евангелие, а потом книги Ветхого Завета или вообще не советуют читать Ветхий Завет?

– Ветхий Завет читать нужно обязательно, потому что Новый Завет происходит из Ветхого, это две части Библии, неразрывно связанные друг с другом. Но, как советуют опытные священники, тем, кто только знакомится со Священным Писанием, начинать нужно с чтения Евангелия. Во-первых, чтение Ветхого Завета сложнее, чем чтение Нового Завета. Современному человеку без знаний основ Православного вероучения сложно понять и принять истинный смысл описываемых событий. Во-вторых, при чтении Священного Писания нужно обязательно обращаться к толкованию святых отцов, которые подробно и доступно объясняют написанное.

Можно ли не оставаться на проповедь после службы, особенно, когда она очень долгая?

– Из книги архиепископа Амвросия (Ключарева) «Искусство проповеди»: «Святые отцы Церкви называют церковную проповедь «священнодействием слова». Церковный проповедник возвещает не свои мысли, не свое учение, а слово Самого Бога... По всему этому слушателям, если они не напрасно называют себя христианами, поворачиваться к нему спиною, выражать пренебрежение толкотнею и шумом, заглушать его голос хлопаньем дверей – ни с какой стороны не простительно».

И еще. Обычно священник произносит проповедь в конце литургии перед целованием креста. Уйти в этот момент – лишить себя благословения крестным знамением на день, на предстоящую неделю с ее заботами и хлопотами.

Как правильно зажигать свечку – от лампадки или от других, горящих свечей?

– Если на подсвечнике уже стоят зажженные свечи, то, конечно, правильно будет зажечь свою свечу от одной из них. Если горящих свечей на этом подсвечнике нет, то можно зажечь свою свечу от ближайшего подсвечника или попросить работника храма помочь вам.

Реально ли обычному человеку попасть в рай? Или туда попадают только святые?

– Важно понимать, что святость – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху. Целью жизни каждого православного христианина должно быть стремление уподобиться Христу, соединиться с Ним. Те, для кого жизненным идеалом станет Христос, те, кто будет следовать Его учению и стяжать в себе добродетели, сможет достичь Царствия Божия.

Где проще спасаться от соблазнов: в деревне или городе?

– Спасение души не зависит от внешних условий. Оно зависит от веры человека, поэтому бессмысленно уезжать в деревню из города, или уходить в монастырь, оставляя семью, чтобы оградить себя от мирских соблазнов.

Можно спасать свою душу и в городе, и в деревне, если жить по заповедям Божиим, регулярно участвовать в церковных Таинствах, творить милостыню – делать все то, что нам заповедовал Господь.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В НОЯБРЕ 2018

08.11.1969 – протоиерей Виталий Казаченко, Николаевский Клобуков женский монастырь, г. Кашин.

09.11.1959 – иерей Олег Козлов, Крестовоздвиженская церковь Благовещенского женского монастыря, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

10.11.1954 – иерей Виктор Ковалек, Ольгин женский монастырь, с. Волговерховье, Осташковский район.

10.11.1984 – диакон Николай Березин, церковь в честь Пророка Илии, с. Селихово, Конаковский район.

12.11.1982 – диакон Сергий Валлит, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

13.11.1965 – протоиерей Николай Карпец, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Чамерово, Весьегонский район, Бежецкая епархия.

13.11.1987 – иерей Александр Колосов, храм Новомучеников и исповедников Российских, настоятель, п. Оленино, Ржевская епархия.

16.11.1965 – протоиерей Евгений Новиков, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия. 

17.11.1956 – протоиерей Василий Садженица, благочинный Бологовского округа с 1997 г., церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, г. Бологое.

19.11.1966 – протоиерей Георгий Беляков, церковь в честь образа Спаса Нерукотворного, настоятель, с. Спас, Торжокский район.

21.11.1964 – иерей Сергий Шибалов, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, с. Красное, Торжокский район.

23.11.1951 – протоиерей Сергий Масальцев, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, с. Кесьма, Весьегонский район, Бежецкая епархия.

24.11.1956 – протоиерей Владимир Сафронов,
Спасо-Георгиевская церковь, настоятель, с. Млево, Удомельский район, Бежецкая епархия.

28.11.1971 – протоиерей Ярослав Шведов, благочинный Бежецкого округа, Спасский кафедральный собор, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

29.11.1957 – игумения Феофилакта (Левенкова), Казанский женский монастырь, настоятельница, г. Вышний Волочек.

ЮБИЛЕИ В НОЯБРЕ 2018 

13.11.1963 – 55 лет – протоиерей Вячеслав Зернов, церковь в честь Рождества Христова, настоятель, с. Старое Сандово, Сандовский район, Бежецкая епархия

Zernov

15.11.1953 – 65 лет – иерей Владимир Большаков, церковь в честь Покрова Божией Матери, настоятель, с. Поведь, Торжокский район 

Bolshakov

16.11.1958 – 60 лет – иерей Александр Потросов, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, п. Ордынок, Жарковский район, Ржевская епархия 

Potrosov

19.11.1988 – 30 лет – иерей Петр Губанов, благочинный Удомельского округа, Князь-Владимирский собор, настоятель, г. Удомля, Бежецкая епархия

Gubanov

21.11.1963 – 55 лет – протоиерей Алексий Сорочинский, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, г. Тверь

Sorochinskii 2

21.11.1968 – 50 лет – протоиерей Михаил Ивлев, церковь в честь великомученика Георгия Победоносца, настоятель, с. Матвеево, Спировский район, Бежецкая епархия

Ivlev

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В НОЯБРЕ 2018 

08.11.1993 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Валентин Бонилья, церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятель, с. Вырец, Лихославльский район, Бежецкая епархия

Bonilya

09.11.1993 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Геннадий Савостьянов, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, с. Поречье, Бежецкий район, Бежецкая епархия

Savostyanov

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер