В Русской Церкви основаниями канонизации служили и народное почитание святого, и факты чудотворений. Основными условиями прославления во все времена было проявление подлинной святости праведника, праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения.
Собирание сведений о тверских святых началось в 1897 году по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина). Владыкой Димитрием была составлена служба Всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году он освятил престол в честь Собора Всех святых, в земле Тверской просиявших, во втором ярусе кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых.
Спустя 70 лет архиепископом Калининским и Кашинским Алексием (Коноплевым) была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Патриархом Московским и всея Руси Пименом, который в 1979 году благословил внести память Собора Тверских святых в церковный календарь. День празднования был приурочен к переходящей памяти святителя Арсения Тверского, в первую неделю после 29 июня (по новому стилю 12 июля).
Торжественная канонизация девяти подвижников Русской Православной Церкви, в том числе и бывшего в заключении в Тверском Отроч монастыре преподобного Максима Грека (1470–1563), была осуществлена Поместным Собором в июне 1988 года.
В 1989 году были прославлены первосвятители Московские Иов (+1607) и Тихон (+1925). В 1997 году – священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский; 1862–1937), митрополит Серафим (Чичагов; 1856–1937) и архиепископ Тверской Фаддей (Успенский; 1872–1937).
Архиерейский собор 2016 года установил общецерковное почитание святителя Симеона Полоцкого, первого епископа Тверского (+ 1289).
Решением Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года и последующими решениями Священного Синода в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Российской включено более 120 тверских священников и мирян, пострадавших за веру Христову.
29 мая 2013 года Синод Русской Православной Церкви постановил использовать следующее именование: «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских».