ПОСОБИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

antonoj2На вопросы отвечает председатель Миссионерского отдела Тверской епархии, благочинный II-го Калининского округа, настоятель Казанской церкви пос. Власьево, иерей Антоний Русакевич

Что хорошего и что плохого в дружбе в соцсетях?

– Хорошее в том, что мы всегда можем найти единомышленников. Это особенно актуально для православных людей, которые живут где-то в маленьких деревнях, поселках, где много православных, но нет единого круга общения. В интернете мы можем найти тех людей, которые нас поддержат, поймут. Почему и возникают разные православные группы, сообщества по интересам, можно делиться знаниями и узнать что-то новое. Вот я жил на острове, и все знания, которые я получал, получал только благодаря интернету, постоянно общался с другими людьми.

Минусы – в больших рисках столкнуться с обманом.

Мы можем несколько лет общаться с человеком, а потом узнать, что он совсем не тот, кто есть на самом деле.

Считаю, что общение в интернете не должно заменять реальную жизнь и реальное общение. Быть его продолжением может быть, это здорово, но лучше, чтобы люди знакомились в реальности, а потом общались в интернете, а не наоборот. Если человек избегает знакомства в реальной жизни, то это должно насторожить.

Конечно, надо быть очень осторожными, когда начинают просить денег, потому что есть такие проходимцы, которые втираются в доверие, особенно к православным людям, а потом начинают «капать» о своих проблемах, просят помочь. Так, к сожалению, обманывают и мужчин, когда некоторые студенты прикидываются женщинами и флиртуют с мужчинами.

Женщин тоже обманывают по-разному. Поэтому в интернете из-за обезличенности выше риски обмана, дезинформации, распространения слухов. Надо понимать, что здесь такие же люди, и поскольку они находятся на расстоянии, то зачастую чувствуют себя безнаказанно. Кроме того, если в жизни многие побоятся что-то сказать в лицо, то в интернете они спокойно могут и оскорбить, и нахамить, и чувствовать себя в этом абсолютно правыми. Я с этим постоянно сталкиваюсь, когда провожу онлайн-трансляции. За два часа приходится блокировать по пятьдесят человек, которые оскорбляют Церковь, духовенство, но, тем не менее, много и очень благодарных людей.

Как лучше вести себя в интернете: быть откровенным и искренним или прятаться за придуманной маской?

– Считаю, что главное – оставаться самим собой.

Быть откровенным и искренним нужно в разумных пределах, не надо рассказывать о себе абсолютно всё, делиться очень личными вещами, потому что все, что мы пишем в интернете, остается там навсегда.

Кроме того, люди могут сделать скриншоты, записать аудио или видео и в случае конфликта использовать против нас, опубликовать какие-то сокровенные вещи и просто уничтожить репутацию человека. Такие истории есть, этим пользуются, в том числе для мести. Могут сделать это, допустим, и без злого умысла, ради шутки, просто не задумываясь о последствиях. Поэтому надо помнить, что все, что мы говорим, может быть использовано против нас, иногда не со зла.

Прятаться за маской не нужно, потому что это является грехом, это обман, лицемерие, и ничего хорошего в этом нет. Когда человек начинает обманывать, приходится потом придумывать новую ложь, и так без конца. Думаю, лучше оставаться самим собой, по возможности людям помогать, быть доброжелательным, и тогда к нам будут притягиваться такие же люди, хорошие. А если мы будем рассказывать о конце света, о том, какая у нас плохая власть, то и люди и разговоры вокруг будут негативные. Все зависит от нас. Зачастую люди в интернете ведут себя более свободно, потому что чувствуют свою анонимность, в жизни он может быть одним, в интернете – другим, что говорит о его двуличности. Если быть везде одинаковым, тогда проблем не будет.

Какие уловки применяют сектанты в интернете?

– Часто они пытаются показать, что они православные или имеют какое-либо отношение к Церкви, делают фейковые сайты или страницы, где называют себя православными, верующими, размещают публикаций восемь хороших, православных, со ссылками на святых отцов, Евангелие, а потом несколько – еретических. Человек, который в этом не разбирается, может запросто попасться на эти уловки.

Кроме того, они очень любят спорить, и вступать с ними в спор не надо, потому что доказать им, что они сектанты, невозможно, это пустая трата времени, сил и нервов. В итоге только впадем в грех осуждения, злобы и т.п.

Часто на наши православные странички заходят язычники (родноверы и т.п.), говорят о том, что надо возрождать веру предков. Все это ложь, а они пользуются тем, что большинство людей не знают свою историю. Язычества как такового сейчас нет. То, что они делают, лишь их выдумка на тему язычества, но это совсем не то, что было раньше. Сектанты часто пытаются обмануть, ввести в заблуждение, мимикрировать под православных, в том числе собирать пожертвования якобы на благое дело.

Когда я был помощником благочинного Осташковского округа по миссионерскому служению, я составлял список рекомендуемых сайтов, проверенных, где не будет ненужной информации, к остальным стоит относиться с осторожностью. Поначалу заходишь: кресты, купола, батюшки, а на самом деле секта. Например, есть сайт «Соборяне» – это сайт движения непоминающих.

В ютубе есть канал «Православное воспитание детей», где самозванец, не являющийся ни священником, ни монахом, рассказывает, как надо воспитывать детей в православном духе, при этом у него чисто языческий подход, магизм, искажение православия, откровенные ереси.

Многие люди, этого, к сожалению, не понимают. У него десятки тысяч подписчиков, и меня постоянно спрашивают, можно ли его смотреть или нет. Поэтому надо в интернете уметь фильтровать информацию.

Если долго сидишь в соцсетях, не потеряешь ли навык общения с живыми людьми?

– Да, если человек будет злоупотреблять интернетом, это превращается в страсть и, конечно, приносит вред и душе, и телу, и всей жизни. Интернет – просто инструмент, не надо его переоценивать. То же, что и телевизор, телефон, автомобиль, может быть просто средством, а может – идолом, когда будем гордиться, превозноситься над другими. Так и интернет можно использовать для проповеди Слова Божия, для общения с православными людьми, равно как и для подготовки преступлений. Те, кто постоянно общаются в сети, действительно теряют свои социальные навыки. Это было хорошо заметно на компьютерщиках и программистах, которые с утра до вечера занимались написанием кодов, программ, при этом у них не было семьи, они не умели общаться с противоположным полом, не следили за собой. Такие перекосы говорят о разрушении личности. Во всем нужна золотая середина, в том числе и интернете. Если воспринимаем его как инструмент, то польза будет, если перегибать – во вред. Избегать его совсем, считаю, нельзя, потому что наши маленькие дети и внуки через пятнадцать-двадцать лет все будут в интернете. Если сейчас мы это упустим, то много потеряем в плане проповеди о Боге.

Как сберечь свое время и быть в курсе всего?

– Во-первых, не надо ставить себе такую цель – быть в курсе всего. В мире огромное море информации, физически усвоить ее всю невозможно, надо выделять главное – то, что приносит пользу, что можно использовать в работе – это надо изучать и узнавать новое. Если это информация бесполезная, оставьте ее в покое.

Новости, например, можно не читать, там чаще всего один негатив, оценки самих журналистов. Можно ограничиться заголовками, и суть будет понятна.

Да и это не обязательно: все крупные новости люди и так нам расскажут. Надо изучать тайм-менеджмент, чтобы уметь управлять своим временем. Если за ним следить, то нам всегда и на всё его будет хватать, а эффективность работы будет повышаться. Я всегда придерживаюсь правила Парето, принципа 80 на 20: 80 % наших усилий дают всего лишь 20 % результата, а 20 % наших усилий дают 80 % результата. Это касается любой сферы нашей жизни. Поэтому важно понять, какие 20 % дают наибольший результат, и концентрироваться именно на них, а все, что не дает нужного результата, можно поручить другим людям или вообще отказаться от этого. Таким образом, можно успевать очень многое.

Как отличить в интернете жулика от человека, которому реально нужна помощь?

– Действительно, в интернете 99 % людей, которые просят помощи, это проходимцы. Помогать надо только будучи уверенным, что человека знаешь. Должны быть указаны реальные контактные данные, адрес, всё это должно проверяться через интернет. Если человек просит помочь, то в поисковике надо вбить его номер телефона, страничку или имя и фамилию. Если это жулик, то интернет выдаст по нему всё досье. Если таковые данные не находятся, то высока вероятность, что это человек реальный. В любом случае, если у вас есть знакомые в этом городе, то пусть они проверят, встретятся с этим человеком. Помогать в интернете нужно очень осторожно, лучше действовать через благотворительные фонды, а еще лучше – помочь ближайшему храму, в который мы ходим, потому что здесь тоже нужна помощь, всегда найдется человек, который нуждается в ней больше, чем те люди, собирающие средства по интернету. Чаще всего те, кому реально нужна помощь, не будут никуда обращаться, им стыдно просить о помощи, а проходимцы навязчиво начинают требовать. Если отказываешь, матерятся и оскорбляют.

Также в последнее время в сети появились ненастоящие священники: батюшки в расколе, не поминающие патриарха, филаретовцы и кто угодно. Поэтому если вы видите в интернете священника, то обязательно должны быть указаны его место служения, епархия, ссылка на епархиальный сайт, где эта информация должна подтверждаться, телефон, по которому батюшка может ответить на ваши вопросы. Если он начинает скрывать что-то вроде «ну Господь знает, где я служу», «а вам зачем это?», то есть пытается уходить от ответа, скорее всего, это проходимец или действует без благословения священноначалия. Стоит быть осторожными. Если есть сомнения, наберите в поисковике имя и фамилию человека, и вы всё про него узнаете. Мы живем в такое замечательное время, когда скрыть ничего не возможно.

Где в интернете можно безопасно размещать свою личную информацию?

– Стопроцентной гарантии нет нигде. Всегда может быть слив информации, взлом, вирус и все что угодно. Единственная гарантия – информация, хранящаяся на жестком диске компьютера, который не подключен к интернету. Часто страницы православных людей взламывают в интернете, рассылают от них различный спам, могут попытаться подставить, написав от имени человека просьбы о пожертвованиях и т.д. Важно себя обезопасить: делать сложный пароль, двойную аутентификацию по номеру телефона – двухэтапную авторизацию. Когда есть код по номеру вашего телефона, взломать вас будет гораздо сложнее. К сожалению, 98 % людей этого не делают, хотя это бесплатная функция, которая делает взлом вашей странички практически невозможной, если только у вас не отберут телефон. Не надо ставить простые пароли, все они известны и есть в общем доступе.

Многие православные люди считают, что если они честные и порядочные, то в интернете всё так же. Это не так. Надо помнить о проходимцах, хакерах, взломщиках.

Лишнюю личную информацию публиковать не надо. Многие еще боятся ИНН, конца света и тому подобных глупостей и при этом публикуют в интернете всю информацию, где живет, работает, с кем дружит, кто родственники. Поэтому всегда призываю не писать в комментариях имена близких, за кого просят помолиться. Этим могут воспользоваться мошенники. Например, мы пишем «об упокоении р.б. Григория» или «о здравии болящего младенца Виктора». Мошенники могут написать нашим друзьям, попросить денег, сославшись на смерть кого-то из наших родственников. Так человека могут обмануть, я знаю такие случаи, когда люди отправляли большие суммы денег неизвестно кому. Бывает, звонят по телефону и срочно требуют перевести деньги якобы попавшему в беду нашему родственнику. Никогда не торопитесь. Если вас просят принять срочное решение, скорее всего, это обман.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В МАЕ 2019

07.05.1962 – протоиерей Димитрий Мамонов, церковь в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца, настоятель, с. Никольское, Калининский район.

10.05.1952 – иерей Алексий Семенов, Всехсвятская церковь, п. Максатиха, Бежецкая епархия. 10.05.1953 – диакон Владимир Ладаткин, Всехсвятская церковь, п. Максатиха, Бежецкая епархия.

10.05.1983 – протоиерей Николай Симчук, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, г. Торжок.

12.05.1966 – иерей Андрей Гришаенков, приход в честь свт. Серафима Чичагова, г. Тверь.

15.05.1958 – протоиерей Вадим Махновский, церковь в честь св. апостолов Петра и Павла, настоятель, п. Карачарово, Конаковский район.

15.05.1963 – протоиерей Николай Губский, благочинный Лихославльского округа, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, г. Лихославль, Бежецкая епархия.

15.05.1973 – протоиерей Димитрий Круглов, благочинный Зубцовского округа, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, г. Зубцов, Ржевская епархия.

15.05.1983 – игумен Арсений (Леонов), Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь, настоятель.

16.05.1961 – протоиерей Владимир Березюк, церковь Преображения Господня, настоятель, г. Вышний Волочек.

16.05.1968 – протоиерей Анатолий Гринюк, церковь в честь свщмч. Фаддея, архиепископа Тверского, настоятель, п. Красномайский, Вышневолоцкий район.

17.05.1988 – иерей Илья Марков, храм Спаса Нерукотворного Образа, настоятель, с. Венецианово, Удомельский район, Бежецкая епархия.

18.05.1951 – протоиерей Георгий Белоусов, собор в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», г. Тверь.

18.05.1958 – протоиерей Сергий Тимофеев, Князь-Владимирский собор, г. Удомля, Бежецкая епархия.

20.05.1963 – протоиерей Андрей Преображенский, церковь в честь Рождества Богородицы, с. Городня на Волге, Конаковский район.

20.05.1970 – иерей Владимир Романов, церковь в честь святого Георгия Победоносца, настоятель, с. Юрьево-Девичье, Конаковский район.

20.05.1971 – иерей Георгий Миколута, церковь Преображения Господня, настоятель, с. Куженкино, Бологовский район.

21.05.1947 – протоиерей Евгений Шлыков, церковь в честь блг. князя Михаила Тверского, настоятель, г. Тверь (Остров Памяти).

22.05.1960 – протоиерей Николай Алексеев, благочинный Торжокского округа, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, г. Торжок.

22.05.1963 – иеромонах Николай (Голубев), благочинный Нелидовского округа, церковь в честь иконы Божией Матери «Балыкинская», настоятель, г. Нелидово, Ржевская епархия.

24.05.1975 – иерей Андрей Гайдай, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Марьино, Торжокский район.

25.05.1985 – иеромонах Дамаскин (Леонов), церковь Владимирской иконы Божией Матери, г. Тверь.

27.05.1973 – иеромонах Рафаил (Соколов), Князь-Владимирский собор, г. Удомля, Бежецкая епархия.

27.05.1983 – иеромонах Герман (Фисенко), Свято-Преображенский Оковецкий скит, скитоначальник, храм Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, с. Оковцы, Селижаровский район.

28.05.1951 – протоиерей Валерий Лапатко, церковь в честь Вознесения Господня, г. Кимры.

28.05.1967 – протоиерей Петр Дубяго, церковь в честь Рождества Христова (в Рыбаках), настоятель, г. Тверь.

29.05.1977 – иерей Роман Решетилов, церковь в честь Введения Божией Матери во храм, г. Калязин.

31.05.1952 – протоиерей Сергий Тимофеев, Богоявленская церковь, настоятель, с. Толмачи, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В МАЕ 2019 

05.05.1979 – 40 лет – протоиерей Роман Локочинский, церковь Александра Невского, настоятель, с. Калашниково, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

10.05.1969 – 50 лет – иерей Александр Царев, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Упирвичи, Торжокский район.

29.05.1954 – 65 лет – архимандрит Сергий (Швырков), Христорождественский женский монастырь, г. Тверь.

30.05.1974 – 45 лет – игуменья София (Прощаева), Ольгинский женский монастырь, настоятельница, с. Волговерховье, Осташковский округ.

30.05.1974 – 45 лет – протоиерей Димитрий (Дереник) Каспаров, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Красное, Старицкий район.

31.05.1969 – 50 лет – протоиерей Алексий Кулаков, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, п. Бурашево, Калининский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В МАЕ 2019

14.05.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Иоанн Крылов, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Погорелое Городище, Зубцовский район.

27.05.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Николай Алексеев, благочинный Торжокского округа, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, г. Торжок.

28.05.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Андрей Двинин, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Сухошины, Селижаровский район.

 

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер