разрешаем недоумения

– Для чего нужно было уничтожать людей Всемирным потопом – разве они стали лучше?

– Бог есть Любовь. Он не казнит людей за их грехи, а просто перестает защищать их от последствий собственной греховной жизни. И ветхозаветная трагедия Всемирного потопа яркий пример этому. Бог давал людям на покаяние и изменение своей жизни больше ста лет, пока строился ковчег, но они не покаялись. Они пошли наперекор собственной богоданной природе и сами наказали себя.

Нам, православным христианам, важно не забывать эту ветхозаветную историю, помнить, что Бог милостив, но справедлив. Господь ждет от нас, как и от ветхозаветных людей, погибших за грехи, слезного покаяния. Он даровал нам Таинство Евхаристии, приступая к которому, мы вновь имеем возможность соединиться со Христом.

Есть ли смысл приходить на литургию, если не причащаешься?

– Приходить в храм на Литургию нужно обязательно. Господь говорит нам о том, чтобы мы шесть дней работали, а седьмой посвящали Ему. Во времена древнейшей Церкви невозможно было представить, чтобы кто-то из присутствующих на богослужении не причащался Святых Христовых Тайн. Со временем ситуация менялась, и сегодня многие из пришедших на Литургию людей не приобщаются к Телу и Крови Христовой в силу различных жизненных ситуаций. Но даже если человек не готовился к Исповеди и Причастию, пропускать Литургию не нужно. Молитва, возносимая за богослужением, где приносится Бескровная Жертва, чрезвычайно важна, ведь в храме во время Литургии, когда соборно молятся верующие, пребывает Сам Господь: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

Если снятся усопшие родственники, это плохой или хороший знак?

– Наверное, среди нас трудно найти человека, которому бы хоть раз в жизни не снился кто-то из усопших родственников или знакомых. Рассматривать такие сны нужно в единственно правильном для православных христиан ключе, а именно – как побуждение к усиленной молитве за усопшего. Наш христианский долг, пока мы живы, молить Господа о прощении грехов наших усопших близких, ведь они после смерти лишены возможности вымолить себе прощение за грехи. Молиться нужно и дома, келейно, и на Богослужении в храме. Можно заказать поминовение усопшего на Литургии и проскомидии, панихиду или сорокоуст.

В евангельском эпизоде с блудницей говорится, что «кому мало прощается, тот мало любит». Получается, чтобы много возлюбить, надо и нагрешить побольше?

– Человеку, много согрешавшему в жизни, согрешавшему так тяжко, как согрешала блудница, легче осознать свою греховность перед Богом, легче понять свою недостойность быть со Христом, легче принести покаянную молитву, чем тому, грехи которого не так заметны, кто грешит не поступками, а злыми помыслами, например. Такому человеку, действительно, кажется, что он совсем не грешник, ему труднее покаяться, так как он не видит за собой особой греховности, а значит и полюбить Бога сложнее.

– Почему Бог больше прямо не говорит с нами, как с ветхозаветными людьми? Ведь среди них были не только праведники и пророки, но и, например, Каин?

– Действительно, в Библии не раз говорится о непосредственном общении Бога с ветхозаветными людьми (Исх. 3, 14; Иов 40, 1 и др.). Через общение Бог научал богоизбранный народ вере, укреплял их дух, готовил к встрече со Спасителем мира – Господом Иисусом Христом. Не стоит думать, что Бог перестал говорить с нами. Он говорит с людьми и сегодня – в таинствах Церкви, через Священное Писание и Священное Предание. Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу: «Слова, которые Ты дал мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно» (Ин. 17, 8).

– Имеет ли значение для понимания Библии то, на каком языке ее читать – на русском или старославянском?

– Церковнославянский перевод Библии является каноническим для Русской Православной Церкви, и именно на нем во время богослужений читаются тексты Священного Писания. Для людей, только приходящих к вере, церковнославянский язык непривычен и малопонятен. Чтобы лучше понимать смысл написанного, им стоит начать знакомство с Библией на русском языке в Синодальном переводе. Главное, читая Священное Писание воспринимать Священное Писание не иначе, чем как его в своих творениях толковали святые отцы Церкви.

– Почему перенесение мощей установлено как особый праздник?

– Русская Православная Церковь смотрит на мощи святых угодников Божиих как на те земные посредства, через которые Господь проявляет Свою чудодейственную силу, и которая служит нам живейшим напоминанием о небесных молитвенниках за нас. Святой Иоанн Дамаскин о мощах святых говорил: «Яко посредством ума в телеса их (святых) вселися Бог».

Благоговейное почитание святых мощей – одна из важных обязанностей православного христианина. С первых времен христианства святые останки угодников Божиих ставились верующими выше всех земных благ и сокровищ. Место пребывания святых мощей – храм Божий, чтобы любой православный христианин имел возможность вознести молитву и приложиться к ним. Однако в годы гонений на Церковь, когда храмы и монастыри разорялись, мощи многих угодников Божиих были утеряны. Именно поэтому для Православной Церкви так дороги те даты, которые связаны с чудесным обретением мощей святых.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ИЮЛЕ 2018

16.07.1952 – протоиерей Геннадий Савостьянов, церковь Святой Троицы, настоятель, с. Поречье, Бежецкий район, Бежецкая епархия.

16.07.1972 – иеромонах Дорофей (Мохов), Крестовоздвиженская церковь, настоятель, с. Поводнево, Сонковский район, Бежецкая епархия.

16.07.1972 – иерей Олег Руденко, Христорождественский монастырь, г. Тверь.

19.07.1967 – иеромонах Нектарий (Андреев), Старицкий Успенский мужской монастырь, г. Старица.

21.07.1984 – иерей Евгений Салимов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.

27.07.1957 – архимандрит Амфилохий (Желябовский), благочинный 2-го Тверского округа, церковь Владимирской иконы Божией Матери, настоятель, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ В ИЮЛЕ 2018 

28.07.1978 – 40 лет – протоиерей Сергий Домнин, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь

Домнин

31.07.1968 – 50 лет – иерей Алексий Брызгалов, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия

Алексий БРЫЗГАЛОВ

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер