спросите ороик

эмблема

– Почему во время литургии, когда служат несколько священников, они, вынося Чаши с Дарами, становятся или по одному вдоль иконостаса или напротив друг друга у Царских Врат?

– Чинопоследование литургии, которую служат священники, отличается от литургии, которую совершает архиерей. Когда литургия совершается одними священниками, они во время Великого входа выходят на солею с Чашей и священными предметами, напоминающими орудия страданий Христовых: напрестольный крест, копие, лжица. На солее диакон с дискосом и священники становятся лицом к молящемуся народу и произносят поминовения Патриарха и епархиального архиерея, духовенства и народа. На литургии, когда ее совершает архиерей, священники становятся по сторонам от святых врат лицом друг к другу, а протодиакон становится в святых вратах (при архиерейской службе поминовения произносит архиерей).

– Стоит ли в Великий пост накладывать на себя какие-то личные ограничения? Или можно ограничиться положенным для всех правилом?

– Все дополнительные ограничения, равно как и послабления в посте, накладывать на себя самостоятельно не следует. Этот вопрос необходимо решать с духовником, который знает состояние вашего физического и духовного здоровья.

Можно ли в Великий пост смотреть по ТВ хотя бы научные и культурные программы?

– Пост – это время, когда следует избегать развлекательных телепередач, которые способны разжечь страстные чувства или вызвать бурные эмоции: любовные сериалы, спортивные передачи, боевики, фильмы ужасов и т.д. Просмотр научных и культурных программ не направлен на разжигание бурных эмоций, наоборот, подобные программы развивают, позволяют познать что-то новое, поэтому греха в их просмотре нет.

Какой смысл поститься, если ждешь Пасху в предвкушении наесться разных вкусностей?

– «Если хочешь, христианин, чтобы тебе был пост полезен, – говорит святитель Тихон Задонский, – то постись и телесно, постись и душевно, и постись всегда». Если для человека пост заключается только в воздержании от пищи, то он, несомненно, будет тяготиться им, будет ждать его завершения, чтобы скорее скинуть с себя ненавистные ограничения и вернуться к прежнему праздному образу жизни. Такое понимание поста полностью искажает его главный смысл и цель – радость Воскресения Христова, ликование тому, что Христос «воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Почему литургия Преждеосвященных Даров служится только по средам и пятницам?

– Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается в Великий Пост:

  • по средам и пятницам,
  • в четверг 5-ой седмицы Великого поста,
  • в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице,
  • в дни памяти св. Иоанна Предтечи (9 марта в невисокосн. г., 8 марта – в високосн. г.) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье,
  • в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.

За исключением этих случаев во время Великого поста в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.

Повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы утверждено 52-м правилом Шестого Вселенского Собора и имеет целью не лишать верующих таинственного общения с Господом и, вместе с тем, не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

Традиция совершать литургию Преждеосвященных Даров по средам и пятницам Великого поста и в дни праздников в России появилась в XIV–XV, со времен введения Иерусалимского Устава. До этого времени, когда господствовал Студийский Устав, литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Великого поста, за исключением субботы и воскресенья.

В чем смыл поста, если трудиться и жить воздержанно надо и без него?

– Время поста позволяет приподняться над ежедневной суетой и осмотреться вокруг. Если человек жил скромно и умеренно и до поста, то пост дает ему возможность закрепить достигнутые физические и духовные труды, а если нет – то послужит толчком к началу кропотливой работы над собой. Время поста – это особое время, когда мы не только воздерживаемся от животной пищи, но и пребываем в особенном покаянном состоянии и молитве. Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся Божественного света и жизни во Христе Господе.

Почему в пост нельзя именно животные продукты?

– Действительно, в пост не следует вкушать продуктов животного происхождения. Время поста – это время сугубой духовной работы над собой, и ничто не должно отвлекать православного христианина от духовных трудов. Пища животного происхождения тяжело усваивается организмом, вызывает ощущение тяжести, ею легче перенасытиться. Человеку трудно концентрироваться на молитве, на духовном самосовершенствовании. Человек состоит из тела и души, а значит поститься нужно не только душой, отказываясь от увеселений и праздности, но и телом, ограничивая себя в жирной животной пище.

Нужно ли собороваться, если физически здоров?

– Пользу таинства Елеосвящения, или по-иному Соборования, при болезни указал еще апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5:14). Однако среди некоторых людей распространено мнение, что собороваться можно исключительно перед смертью или в состоянии тяжелой болезни, когда неизвестно, выздоровеет человек или нет. Это неверно. Православные христиане традиционно участвуют в таинстве Соборования один раз в течение Великого поста. Даты и время совершения таинства во время Великого поста каждый храм устанавливает по-разному.

К таинству Соборования человек должен подойти осознанно. Ведь каждый человек, даже если он здоров физически, заражен грехом. Грех, поражая душу, является причиной болезней, поэтому человеку требуется духовное исцеление. В таинстве Соборования прощаются те прегрешения, которые люди забывают из-за своей духовной расслабленности или которые не осознаются ими как грехи. Однако нельзя заменять таинством Соборования таинство Исповеди и принятие Святых Христовых Тайн. Необходимо регулярно исповедоваться и причащаться.

Приглашаем вас на сайт Отдела религиозного образования и катехизации

Тверской и Кашинской епархии

по адресу: oroik-tver.ru/

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ФЕВРАЛЕ 2018

01.02.1945 – протоиерей Александр Пешехонов, церковь в честь преподобного Амвросия Оптинского, г. Кувшиново.

01.02.1967 – протоиерей Алексий Кормилицин, храм Тихвинской иконы Божией Матери, настоятель, с. Сукромны, Бежецкий район.

02.02.1981 – иерей Сергий Мизюков, церковь Живоначальной Троицы, д. Климова Гора, настоятель, Осташковский район.

04.02.1970 – протоиерей Анатолий Парахин, храм святых Царственных страстотерпцев, п. Дорохово, г. Бежецк.

04.02.1976 – протоиерей Владимир Чаплин, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь, г. Старица.

05.02.1964 – протоиерей Георгий Фролов, церковь в честь Вознесения Господня, настоятель, г. Торопец.

06.02.1937 – протоиерей Василий Киричук, благочинный Вышневолоцкого округа, собор в честь Крещения Господня (Богоявленский), настоятель, г. Вышний Волочек.

07.02.1972 – иерей Антоний Растворцев, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, г. Зубцов.

13.02.1956 – игумен Киприан (Лазутин), церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Березовый Рядок, Осташковский район.

13.02.1962 – иерей Михаил Беляков, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», с. Беле-Кушальское, Калининский район.

14.02.1951 – иерей Виктор Внуцких, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк.

17.02.1974 – иерей Марк Зиновьев, церковь в честь Покрова Божией Матери, г. Тверь.

21.02.1974 – иерей Алексий Широков, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Пушкино, Калининский район.

21.02.1950 – иеродиакон Афанасий (Господарев), монастырь Нило-Столобенская пустынь. 25.02.1955 – протоиерей Богдан Василюк, церковь Воскресения Христова, Погост Белая, Молоковский район.

25.02.1966 – протоиерей Николай Дикий, церковь в честь святителя Василия Великого, настоятель, с. Васильевское, Калининский район.

27.02.1965 – протоиерей Александр Смирнов, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, п. Солнечный, Вышневолоцкий район.

27.02.1971 – протоиерей Димитрий Кунченко, благочинный Кашинского округа, собор в честь Вознесения Господня, настоятель, г. Кашин.

27.02.1980 – протоиерей Владимир Марценюк, церковь в честь пророка Илии, г. Старица.

29.02.1964 – протоиерей Сергий Рачёв, церковь в честь вмч. Параскевы Пятницы, настоятель, д. Мшенцы, Бологовский район.

ЮБИЛЕИ В ФЕВРАЛЕ 2018

04.02.1963 – 55 лет – игумен Корнилий (Малинин), церковь в честь Святителя Николая Мир Ликийских чудотворца, настоятель, г. Торжок

Малинин

 

 

 

 

 

 

 

 

12.02.1963 – 55 лет – протоиерей Владимир Гуркало, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, г. Вышний Волочек

Гуркало

15.02.1968 – 50 лет – протоиерей Александр Крюков, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость», г. Тверь

Крюков

17.02.1988 – 30 лет – диакон Евгений Некрасов, собор в честь блгв. кн. Александра Невского (Подворье Старицкого Свято-Успенского монастыря ), г. Тверь

Некрасов

28.02.1973 – 45 лет – протоиерей Александр Мартынов, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, п. Фирово, Фировский район

Мартынов

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В ФЕВРАЛЕ 2018

11.02.2008 – 10 лет диаконской хиротонии – диакон Игорь Наумчик, кафедральный собор в честь Вознесения Господня, г. Кашин

Наумчик

13.02.2008 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Иоанн Цюркало, церковь в честь Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, п. Кесова Гора, Бежецкая епархия

свящ.Иоанн ЦЮРКАЛО

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер