Дороги миссии

Миссионер – работа, призвание или долг?

Любой человек выполняет свой труд, свою миссию, просто потому что он часть этого мира.
И иного мира тоже. Христианин осознает это более полно, потому его миссия – говорить людям о Боге, нести Его весть всем тем, кто рядом, в самые разные группы и аудитории.    

shabanov

Актуальные вопросы миссии Русской Православной Церкви обсуждались на собрании помощников благочинных по миссионерскому служению, прошедшем в храме святителя Арсения Тверского г. Твери.

Как быть, если рядом с вашим храмом поселились сектанты или собираются строить мечеть шииты? Надо ли миссионеру знать иврит, и что важнее уметь - проповедовать или убеждать? Эти и многие другие вопросы вызвали острые обсуждения среди тверских священников-миссионеров.

Наш корреспондент делится некоторыми впечатлениями от встречи.

О ЧЕМ ГОВОРИЛИ В МОСКВЕ?

Председатель Миссионерского отдела Тверской епархии протоиерей Александр Шабанов изложил несколько проблемных положений, вынесенных им после миссионерской конференции, прошедшей в рамках ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений в Москве.

Еще лет пятнадцать назад количество сект и их активность были очевидны и перед миссионерами стоял реальный вопрос о том, зарегистрирована или не зарегистрирована та религиозная организация, с которой приходится вступать в диалог. Сегодня этот вопрос потерял остроту. «Свидетели Иеговы» запрещены, мормоны практически свернули свои российские программы, часть сект ушла в Интернет, а часть объединилась в движение неоязычества, ноу-хау которых – строительство крытых храмов. По данным социологов и религиоведов, сейчас в России существует десять таких неоязыческих храмов. В них развивается чернокнижие, проводятся разного рода обряды, в том числе кровавые, культ левой руки, культ смерти. И строительство подобных храмов, очевидно, будет в перспективе набирать обороты.

Среднестатистический неоязычник – это вполне приличный по всем внешним параметрам мужчина тридцати лет, семейный, с высшим образованием. В  основном имеет отношение к финансам, рычагам в «верхах». Именно неоязычники сегодня – первые пациенты миссионеров. 

Следующие на приеме – представители психокультов, тренингов, коучинга. Они плодятся и размножаются в современных условиях просто с геометрической прогрессией, и огромное количество людей попадает на эти курсы через Интернет, подсаживаясь на обещания быстрого и легкого пути к материальному благополучию, независимости, обретения веры в себя и уверенности в завтрашнем дне.

Вселяет надежду на профилактику такого массового зомбирования обещание протоиерея Александра совместно с Центром религиоведческих исследований Иринея Лионского (президент – известный богослов А.Л. Дворкин) провести специальную конференцию, посвященную тренингам личностного роста и механизмам вовлечения людей в новые религиозные организации. 

Интересным показалось также предложение об этнической миссии. Московские коллеги рекомендуют сотрудничать с краеведческими музеями, отделами, библиотеками и применять усилия в тех областях, где проживают этнические народы (например, карелы, эвенки, буряты). Миссионеры смело могут использовать краеведческие и этнографические площадки в качестве внешней миссии. Это перспективно и в плане религиозного туризма. Работая с паломническими организациями в качестве миссионера-гида, можно предлагать свой просветительский концепт и невоцерковленным паломникам.

ЧТО ГОВОРИТЬ И ДЕЛАТЬ НЕ НАДО

imagesФлаг в миссионерских руках – дело, требующее аккуратности и политкорректности.

Неожиданно прозвучал вопрос о юридическом сопровождении миссионерской деятельности. Казалось бы, вряд ли апостолы руководствовались кодексом или римским правом. Однако проблема связана с тем, что в России, и в Твери в частности, сектанты начали применять закон об оскорблении чувств верующих. Миссионера могут при желании легко обвинить в том, что его проповедь или выступление не толерантно по отношению к кому-либо.

Допустим, выступая на Дне города, священник без задней мысли говорит о важности православной составляющей в формировании русской идентичности. Ничего особенного, но человек не православный может увидеть в этом оскорбление своих чувств и подать на священника в суд.

Вообще тема риторической ответственности проповедника весьма актуальна сегодня и для миссионера особенно. Если, например, у твоего прихода появились нежелательные соседи в виде ультра активных неопятидесятников, да еще и детский лагерь организовали, священник вправе обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних, написать рапорт благочинному и т.д. Но совсем другое дело, когда ввиду горячности священник-миссионер пригрозит силовыми органами и введет многих людей в искушение.

ЧТО ДЕЛАТЬ НА ПРИХОДЕ?

MissionКаждый приход – это малый миссионерский проект, и поле для просвещения здесь не имеет границ, все зависит от  инициативы священника и его помощников.

Например, можно организовать приходское изучение английского или иного иностранного языка. Изучать и читать Священное Писание по-английски – это, безусловно, было бы и востребовано, и полезно.

Можно использовать большие праздники, собирающие в ваш храм массу людей, приходящих за святой водой или освящением куличей. Людям раздаются буклеты или устраивается контактная «точка», где их приглашают к участию в миссионерских проектах, чтениях и т.д. В это же время проводятся мастер-классы для детей, где учат раскрашивать пасхальные яйца.

В деле миссионерского служения на приходе поможет и привлечение православного врача-гинеколога, нарколога или психолога для проведения научно-популярных встреч и бесед с паствой.

***

На миссионерском поле еще много мин. О том, что есть результат миссионерской проповеди – 200 человек в воскресной школе или 30 тысяч просмотров на Ютубе, «лайки» или приход человека в церковь? – в следующих номерах.

Лидия Быша

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В МАРТЕ 2019

02.03.1957 – протоиерей Евгений Алексеев, Вознесенский Оршин женский монастырь, с. Орша, Калининский район.

02.03.1973 – диакон Андрей Суковатов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.

03.03.1950 – протоиерей Леонид Водолазский, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», настоятель, г. Тверь.

05.03.1957 – иерей Александр Рабцун, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», с. Рашкино, церковь святых апостолов Петра и Павла, церковь святого благоверного князя Александра Невского, настоятель, с. Переслегино (Загорье), Торжокский район.

06.03.1985 – иеромонах Антоний (Ходыкин), монастырь Нило-Столобенская пустынь, благочинный, п. Светлица, Осташковский район.

06.03.1985 – иеромонах Феодосий (Ходыкин), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

07.03.1982 – иерей Николай Ильин, церковь блаж. Ксении Петербургской, г. Тверь.

08.03.1947 – диакон Александр Пименов, церковь в честь Покрова Божией Матери, г. Тверь.

11.03.1985 – иерей Кирилл Алексеев, церковь в честь блг. кн. Александра Невского г. Тверь (Привокзальная площадь), настоятель.

13.03.1978 – иерей Сергий Акимов, церковь в честь иконы Божией Матери «Балыкинская», г. Нелидово, Ржевская епархия.

12.03.1965 – протоиерей Валерий Баранов, церковь прп. Димитрия Солунского, настоятель, дер. Новое Семеновское, Калининский район.

19.03.1962 – иерей Андрей Гуров, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Берново, Старицкий район.

21.03.1935 – протоиерей Алексий Злобин, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Городня на Волге, Конаковский район.

22.03.1980 – иерей Валерий Бояринцев, Свято-Успенский храм, настоятель, с. Кострецы, Максатихинский район, Бежецкая епархия.

27.03.1988 – иерей Антоний Курсанин, Вознесенский Оршин женский монастырь, с. Орша, Калининский район.

31.03.1975 – протоиерей Олег Кульпин, церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского, настоятель, г. Тверь.

31.03.1972 – диакон Алексий Гаврилов, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ В МАРТЕ 2019 

04.03.1964 – 55 лет – протоиерей Геннадий Ульянич, церковь в честь прп. Иосифа Волоцкого, настоятель, п. Сахарово, Калининский р-н.

05.03.1959 – 60 лет – иерей Иван Казюра, Вознесенский Оршин женский монастырь, с. Орша, Калининский р-н.

13.03.1969 – 50 лет – протоиерей Александр Шабанов, церковь в честь святителя Арсения Тверского, настоятель, г. Тверь.

14.03.1964 – 55 лет – протоиерей Сергий Смирнов, церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», г. Ржев, Ржевская епархия.

18.03.1959 – 60 лет – протоиерей Евгений Морковин, благочинный Кимрского округа, собор в честь Преображения Господня, настоятель, г. Кимры.

18.03.1974 – 45 лет – иерей Иван Носков, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Иванищи, Старицкий р-н.

31.03.1954 – 65 лет – игумен Силуан (Шальнев), церковь в честь Преображения Господня, настоятель, п. Славный, Торжокский р-н.

31.03.1979 – 40 лет – протоиерей Алексий Егоров, Воскресенский кафедральный собор, г. Кашин.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В МАРТЕ 2019

15.03.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Александр Горячев, собор в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», председатель приходского совета, г. Тверь.

27.03.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Чайкин, благочинный Бельского района, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, настоятель, г. Белый, Ржевская епархия.

28.03.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иеромонах Герман (Фисенко), Свято-Преображенский Оковецкий скит Нило-Столобенской пустыни, скитоначальник, храм Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, д. Оковцы. 

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер