Дороги миссии

Миссионер – работа, призвание или долг?

Любой человек выполняет свой труд, свою миссию, просто потому что он часть этого мира.
И иного мира тоже. Христианин осознает это более полно, потому его миссия – говорить людям о Боге, нести Его весть всем тем, кто рядом, в самые разные группы и аудитории.    

shabanov

Актуальные вопросы миссии Русской Православной Церкви обсуждались на собрании помощников благочинных по миссионерскому служению, прошедшем в храме святителя Арсения Тверского г. Твери.

Как быть, если рядом с вашим храмом поселились сектанты или собираются строить мечеть шииты? Надо ли миссионеру знать иврит, и что важнее уметь - проповедовать или убеждать? Эти и многие другие вопросы вызвали острые обсуждения среди тверских священников-миссионеров.

Наш корреспондент делится некоторыми впечатлениями от встречи.

О ЧЕМ ГОВОРИЛИ В МОСКВЕ?

Председатель Миссионерского отдела Тверской епархии протоиерей Александр Шабанов изложил несколько проблемных положений, вынесенных им после миссионерской конференции, прошедшей в рамках ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений в Москве.

Еще лет пятнадцать назад количество сект и их активность были очевидны и перед миссионерами стоял реальный вопрос о том, зарегистрирована или не зарегистрирована та религиозная организация, с которой приходится вступать в диалог. Сегодня этот вопрос потерял остроту. «Свидетели Иеговы» запрещены, мормоны практически свернули свои российские программы, часть сект ушла в Интернет, а часть объединилась в движение неоязычества, ноу-хау которых – строительство крытых храмов. По данным социологов и религиоведов, сейчас в России существует десять таких неоязыческих храмов. В них развивается чернокнижие, проводятся разного рода обряды, в том числе кровавые, культ левой руки, культ смерти. И строительство подобных храмов, очевидно, будет в перспективе набирать обороты.

Среднестатистический неоязычник – это вполне приличный по всем внешним параметрам мужчина тридцати лет, семейный, с высшим образованием. В  основном имеет отношение к финансам, рычагам в «верхах». Именно неоязычники сегодня – первые пациенты миссионеров. 

Следующие на приеме – представители психокультов, тренингов, коучинга. Они плодятся и размножаются в современных условиях просто с геометрической прогрессией, и огромное количество людей попадает на эти курсы через Интернет, подсаживаясь на обещания быстрого и легкого пути к материальному благополучию, независимости, обретения веры в себя и уверенности в завтрашнем дне.

Вселяет надежду на профилактику такого массового зомбирования обещание протоиерея Александра совместно с Центром религиоведческих исследований Иринея Лионского (президент – известный богослов А.Л. Дворкин) провести специальную конференцию, посвященную тренингам личностного роста и механизмам вовлечения людей в новые религиозные организации. 

Интересным показалось также предложение об этнической миссии. Московские коллеги рекомендуют сотрудничать с краеведческими музеями, отделами, библиотеками и применять усилия в тех областях, где проживают этнические народы (например, карелы, эвенки, буряты). Миссионеры смело могут использовать краеведческие и этнографические площадки в качестве внешней миссии. Это перспективно и в плане религиозного туризма. Работая с паломническими организациями в качестве миссионера-гида, можно предлагать свой просветительский концепт и невоцерковленным паломникам.

ЧТО ГОВОРИТЬ И ДЕЛАТЬ НЕ НАДО

imagesФлаг в миссионерских руках – дело, требующее аккуратности и политкорректности.

Неожиданно прозвучал вопрос о юридическом сопровождении миссионерской деятельности. Казалось бы, вряд ли апостолы руководствовались кодексом или римским правом. Однако проблема связана с тем, что в России, и в Твери в частности, сектанты начали применять закон об оскорблении чувств верующих. Миссионера могут при желании легко обвинить в том, что его проповедь или выступление не толерантно по отношению к кому-либо.

Допустим, выступая на Дне города, священник без задней мысли говорит о важности православной составляющей в формировании русской идентичности. Ничего особенного, но человек не православный может увидеть в этом оскорбление своих чувств и подать на священника в суд.

Вообще тема риторической ответственности проповедника весьма актуальна сегодня и для миссионера особенно. Если, например, у твоего прихода появились нежелательные соседи в виде ультра активных неопятидесятников, да еще и детский лагерь организовали, священник вправе обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних, написать рапорт благочинному и т.д. Но совсем другое дело, когда ввиду горячности священник-миссионер пригрозит силовыми органами и введет многих людей в искушение.

ЧТО ДЕЛАТЬ НА ПРИХОДЕ?

MissionКаждый приход – это малый миссионерский проект, и поле для просвещения здесь не имеет границ, все зависит от  инициативы священника и его помощников.

Например, можно организовать приходское изучение английского или иного иностранного языка. Изучать и читать Священное Писание по-английски – это, безусловно, было бы и востребовано, и полезно.

Можно использовать большие праздники, собирающие в ваш храм массу людей, приходящих за святой водой или освящением куличей. Людям раздаются буклеты или устраивается контактная «точка», где их приглашают к участию в миссионерских проектах, чтениях и т.д. В это же время проводятся мастер-классы для детей, где учат раскрашивать пасхальные яйца.

В деле миссионерского служения на приходе поможет и привлечение православного врача-гинеколога, нарколога или психолога для проведения научно-популярных встреч и бесед с паствой.

***

На миссионерском поле еще много мин. О том, что есть результат миссионерской проповеди – 200 человек в воскресной школе или 30 тысяч просмотров на Ютубе, «лайки» или приход человека в церковь? – в следующих номерах.

Лидия Быша

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В МАЕ 2019

07.05.1962 – протоиерей Димитрий Мамонов, церковь в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца, настоятель, с. Никольское, Калининский район.

10.05.1952 – иерей Алексий Семенов, Всехсвятская церковь, п. Максатиха, Бежецкая епархия. 10.05.1953 – диакон Владимир Ладаткин, Всехсвятская церковь, п. Максатиха, Бежецкая епархия.

10.05.1983 – протоиерей Николай Симчук, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, г. Торжок.

12.05.1966 – иерей Андрей Гришаенков, приход в честь свт. Серафима Чичагова, г. Тверь.

15.05.1958 – протоиерей Вадим Махновский, церковь в честь св. апостолов Петра и Павла, настоятель, п. Карачарово, Конаковский район.

15.05.1963 – протоиерей Николай Губский, благочинный Лихославльского округа, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, г. Лихославль, Бежецкая епархия.

15.05.1973 – протоиерей Димитрий Круглов, благочинный Зубцовского округа, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, г. Зубцов, Ржевская епархия.

15.05.1983 – игумен Арсений (Леонов), Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь, настоятель.

16.05.1961 – протоиерей Владимир Березюк, церковь Преображения Господня, настоятель, г. Вышний Волочек.

16.05.1968 – протоиерей Анатолий Гринюк, церковь в честь свщмч. Фаддея, архиепископа Тверского, настоятель, п. Красномайский, Вышневолоцкий район.

17.05.1988 – иерей Илья Марков, храм Спаса Нерукотворного Образа, настоятель, с. Венецианово, Удомельский район, Бежецкая епархия.

18.05.1951 – протоиерей Георгий Белоусов, собор в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», г. Тверь.

18.05.1958 – протоиерей Сергий Тимофеев, Князь-Владимирский собор, г. Удомля, Бежецкая епархия.

20.05.1963 – протоиерей Андрей Преображенский, церковь в честь Рождества Богородицы, с. Городня на Волге, Конаковский район.

20.05.1970 – иерей Владимир Романов, церковь в честь святого Георгия Победоносца, настоятель, с. Юрьево-Девичье, Конаковский район.

20.05.1971 – иерей Георгий Миколута, церковь Преображения Господня, настоятель, с. Куженкино, Бологовский район.

21.05.1947 – протоиерей Евгений Шлыков, церковь в честь блг. князя Михаила Тверского, настоятель, г. Тверь (Остров Памяти).

22.05.1960 – протоиерей Николай Алексеев, благочинный Торжокского округа, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, г. Торжок.

22.05.1963 – иеромонах Николай (Голубев), благочинный Нелидовского округа, церковь в честь иконы Божией Матери «Балыкинская», настоятель, г. Нелидово, Ржевская епархия.

24.05.1975 – иерей Андрей Гайдай, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Марьино, Торжокский район.

25.05.1985 – иеромонах Дамаскин (Леонов), церковь Владимирской иконы Божией Матери, г. Тверь.

27.05.1973 – иеромонах Рафаил (Соколов), Князь-Владимирский собор, г. Удомля, Бежецкая епархия.

27.05.1983 – иеромонах Герман (Фисенко), Свято-Преображенский Оковецкий скит, скитоначальник, храм Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, с. Оковцы, Селижаровский район.

28.05.1951 – протоиерей Валерий Лапатко, церковь в честь Вознесения Господня, г. Кимры.

28.05.1967 – протоиерей Петр Дубяго, церковь в честь Рождества Христова (в Рыбаках), настоятель, г. Тверь.

29.05.1977 – иерей Роман Решетилов, церковь в честь Введения Божией Матери во храм, г. Калязин.

31.05.1952 – протоиерей Сергий Тимофеев, Богоявленская церковь, настоятель, с. Толмачи, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В МАЕ 2019 

05.05.1979 – 40 лет – протоиерей Роман Локочинский, церковь Александра Невского, настоятель, с. Калашниково, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

10.05.1969 – 50 лет – иерей Александр Царев, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Упирвичи, Торжокский район.

29.05.1954 – 65 лет – архимандрит Сергий (Швырков), Христорождественский женский монастырь, г. Тверь.

30.05.1974 – 45 лет – игуменья София (Прощаева), Ольгинский женский монастырь, настоятельница, с. Волговерховье, Осташковский округ.

30.05.1974 – 45 лет – протоиерей Димитрий (Дереник) Каспаров, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Красное, Старицкий район.

31.05.1969 – 50 лет – протоиерей Алексий Кулаков, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, п. Бурашево, Калининский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В МАЕ 2019

14.05.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Иоанн Крылов, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Погорелое Городище, Зубцовский район.

27.05.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Николай Алексеев, благочинный Торжокского округа, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, г. Торжок.

28.05.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Андрей Двинин, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Сухошины, Селижаровский район.

 

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер