СЕКЦИЯ ИЛИ СЕКТА?

«КАРАТЕШНЫЕ» ФИЛЬМЫ

shcnВ кинотеатрах, в Интернете полно «каратешных» фильмов, где выстраивается одна и та же схема. Молодой герой, имеющий массу проблем (нехватка денег, ссора с девушкой, прессинг со стороны сверстников и т.д.) встречает настоящего сенсея, мастера боевого искусства, который начинает его тренировать. Эти тренировки оказываются полезны не только для тела, но и для духа, помогают не просто победить в бою соперников, но и решить внутренние, духовные проблемы.

Очень часто в роли наставников выступают буддистские монахи, а в фильмах присутствуют сцены поклонения Будде и восточным божествам, что преподносится как важная составляющая успеха героя.

Несмотря на разнообразие единоборств и вариативность происхождения, моральные ценности их групп схожи. Это овладение мастерством, причем не только видимыми приёмами, но и загадочными внутренними техниками; люди выстраивают свою жизнь вокруг занятий единоборством, подчиняют этому все свои душевные силы, видя только здесь своё будущее. Незаметно для себя зрители, особенно подростки, берут на вооружение, к примеру, кодекс японских самураев «Бусидо», построенный на буддистких и синтоистских религиозных ценностях, имеющих огромное отличие от традиционных, христианских.

МИФЫ И РИТУАЛЫ

Samurai l minПосмотрим на людей, которых объединяет увлечение боевыми искусствами Востока. Это может быть японское каратэ или дзю-дзюцу (джиу-джитсу), китайское ушу, вьетнамские, филиппинские и другие системы боевых искусств. Нужно отметить сопернические отношения всяческих школ друг к другу. Занимаются ими в большинстве своем молодые мужчины разных социальных групп, национальностей и религиозных традиций.

На занятиях единоборствами такого рода нередко можно наблюдать проявление признаков скрытой религиозности, не осознаваемых участниками этих школ, но вполне характерных для нее. Так, все крупные направления единоборств имеют свои мифы, искренне в них верят. Это миф о непобедимости данной школы, о её героях, чемпионах разных эпох, о гармоничности развития силы и духа в рамках этой школы. Ритуалы в восточных единоборствах сильно развиты и, как правило, обязательны к выполнению. Это поклоны, определенные фразы на изначальных языках школ, форма одежды, элементы поклонения предкам (личности основателя школы), различные формы медитации, изображения божеств китайского и японского пантеона.

Конечно, нельзя говорить, что эти признаки являются проявлением чисто религиозным, это, скорее, религиозно-культурный симбиоз восточных традиций, например, обязательные поклоны, принятые в Японии, могут быть как проявлением культуры, так и частью ритуала поклонения предкам. Ритуалы вообще характерны для этих секций и, как правило, официально им не придаётся религиозного смысла, который тем не менее ощущается участниками. Я сам занимался в юности боевыми искусствами и помню об особом внутреннем чувстве. В это чувство входит гордость от самого факта присутствия в этой школе единоборств, внутренняя уверенность, что там будут разрешены все жизненные проблемы и найдены ответы на все вопросы, в том числе и нематериального, духовного характера.

ТРЕНЕР. ГУРУ?

samurai4Мировоззрение людей, долго занимающихся боевыми искусствами, пропитано восточными религиозными понятиями и установками: энергия Ци и Ки, реинкарнация, пиетет перед буддистскими притчами и самурайскими легендами, через призму которых осмысляется мир. Участники этих секций единоборств выстраивают свою иерархию, которая в видимом плане может проявляться в разных цветах поясов, данах; при этом отношение к тренерам выстраивается в категориях «гуруизма», так же, как в псевдовосточных сектах, где наставник-гуру воспринимается как бог или посланник, изрекающий божественную волю.

Распоряжения и приказы таких тренеров-гуру обязательны к исполнению и не обсуждаются; все, что говорит «сенсей», должно восприниматься как истина. Тренер для членов клуба единоборств превращается в некий идеал, наполненный мудростью и знаниями обо всех сторонах жизни (при этом им часто нет и 30 лет), который лучше тебя знает, что тебе нужно и имеет готовый рецепт на решение твоих проблем.

Скажу прямо, исходя из личного опыта тренировок, сотворяется некий кумир, чье мнение по любым вопросам, в том числе и духовным, становится самым главным и единственно правильным. Таким образом, можно говорить, что зачастую (хотя, разумеется, не всегда) участники секций единоборств образуют сообщества, которые имеют ряд признаков секты. Кроме того, есть опасность, что эти занятия разовьют гордыню, нездоровое желание побеждать любой ценой, идти по головам к заветной цели. При этом неизбежная зависимость от секции и наставника не только не осознается как скрыто религиозная, но воспринимается как полезная, дисциплинирующая и т.п.

ТРЕБУЕТСЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

detiКонечно, я не хочу сказать, что секции восточных единоборств не стоит посещать, они способны дать много положительного для юношей и девушек. Здоровье, дисциплина, умение преодолевать трудности, все это можно получить, посещая занятия боевых искусств. Я сам почерпнул много полезного, посещая в юности подобные спортивные группы. Многие тренеры таких секций являются православными, правильно понимающими базовые христианские ценности нашей культуры.

Тем не менее существуют секции, в которых человек может пропитываться религиозными идеями (сам того не осознавая), которые способны подтолкнуть его к принятию другой религии или вхождению в откровенную секту. Требуется осмотрительность прежде всего от родителей, чтобы занятия боевыми искусствами не привели их ребенка в духовные дебри, не стали толчком к отпадению от христианского мировоззрения.

Андрей Безруков,

заместитель председателя
Миссионерского отдела
Тверской епархии

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ФЕВРАЛЕ 2019

13.02.1956 – игумен Киприан (Лазутин), церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Березовый Рядок, Осташковский район.

13.02.1962 – иерей Михаил Беляков, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», с. Беле-Кушальское, Калининский район.

14.02.1951 – иерей Виктор Внуцких, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

15.02.1968 – протоиерей Александр Крюков, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», г. Тверь.

21.02.1950 – иеродиакон Афанасий (Господарев), монастырь Нило-Столобенская пустынь.

25.02.1966 – протоиерей Николай Дикий, церковь в честь святителя Василия Великого, настоятель, с. Васильевское, Калининский район.

27.02.1965 – протоиерей Александр Смирнов, церковь в честь Преображения Господня, п. Солнечный, Вышневолоцкий район.

27.02.1971 – протоиерей Димитрий Кунченко, благочинный Кашинского округа, собор в честь Вознесения Господня, настоятель, г. Кашин.

27.02.1980 – протоиерей Владимир Марценюк, церковь в честь пророка Илии, г. Старица.

28.02.1973 – протоиерей Александр Мартынов, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, п. Фирово, Фировский район.

ЮБИЛЕИ В ФЕВРАЛЕ 2019 

05.02.1964 – 55 лет – протоиерей Георгий Фролов, церковь в честь Вознесения Господня, настоятель, г. Торопец, Ржевская епархия. 

17.02.1974 – 45 лет – иерей Марк Зиновьев, настоятель церкви апостола и евангелиста Луки, г. Тверь.

21.02.1974 – 45 лет – иерей Алексий Широков, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Пушкино, Калининский район.

29.02.1964 – 55 лет – протоиерей Сергий Рачёв, церковь в честь вмч. Параскевы Пятницы, настоятель, д. Мшенцы, Бологовский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В ФЕВРАЛЕ 2019

06.02.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Олег Филиппов, Николо-Кладбищенская церковь, настоятель, г. Красный Холм, Бежецкая епархия.

15.02.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Коротяев, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Рождество, Фировский район.

18.02.2004 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Вячеслав Баскаков, церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» при Центре специализированных видов медицинской помощи им. В.П. Аваева, настоятель, г. Тверь.

22.02.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – протоиерей Сергий Лущак, церковь в честь преподобного Серафима Саровского, г. Тверь.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер