СЕКЦИЯ ИЛИ СЕКТА?

«КАРАТЕШНЫЕ» ФИЛЬМЫ

shcnВ кинотеатрах, в Интернете полно «каратешных» фильмов, где выстраивается одна и та же схема. Молодой герой, имеющий массу проблем (нехватка денег, ссора с девушкой, прессинг со стороны сверстников и т.д.) встречает настоящего сенсея, мастера боевого искусства, который начинает его тренировать. Эти тренировки оказываются полезны не только для тела, но и для духа, помогают не просто победить в бою соперников, но и решить внутренние, духовные проблемы.

Очень часто в роли наставников выступают буддистские монахи, а в фильмах присутствуют сцены поклонения Будде и восточным божествам, что преподносится как важная составляющая успеха героя.

Несмотря на разнообразие единоборств и вариативность происхождения, моральные ценности их групп схожи. Это овладение мастерством, причем не только видимыми приёмами, но и загадочными внутренними техниками; люди выстраивают свою жизнь вокруг занятий единоборством, подчиняют этому все свои душевные силы, видя только здесь своё будущее. Незаметно для себя зрители, особенно подростки, берут на вооружение, к примеру, кодекс японских самураев «Бусидо», построенный на буддистких и синтоистских религиозных ценностях, имеющих огромное отличие от традиционных, христианских.

МИФЫ И РИТУАЛЫ

Samurai l minПосмотрим на людей, которых объединяет увлечение боевыми искусствами Востока. Это может быть японское каратэ или дзю-дзюцу (джиу-джитсу), китайское ушу, вьетнамские, филиппинские и другие системы боевых искусств. Нужно отметить сопернические отношения всяческих школ друг к другу. Занимаются ими в большинстве своем молодые мужчины разных социальных групп, национальностей и религиозных традиций.

На занятиях единоборствами такого рода нередко можно наблюдать проявление признаков скрытой религиозности, не осознаваемых участниками этих школ, но вполне характерных для нее. Так, все крупные направления единоборств имеют свои мифы, искренне в них верят. Это миф о непобедимости данной школы, о её героях, чемпионах разных эпох, о гармоничности развития силы и духа в рамках этой школы. Ритуалы в восточных единоборствах сильно развиты и, как правило, обязательны к выполнению. Это поклоны, определенные фразы на изначальных языках школ, форма одежды, элементы поклонения предкам (личности основателя школы), различные формы медитации, изображения божеств китайского и японского пантеона.

Конечно, нельзя говорить, что эти признаки являются проявлением чисто религиозным, это, скорее, религиозно-культурный симбиоз восточных традиций, например, обязательные поклоны, принятые в Японии, могут быть как проявлением культуры, так и частью ритуала поклонения предкам. Ритуалы вообще характерны для этих секций и, как правило, официально им не придаётся религиозного смысла, который тем не менее ощущается участниками. Я сам занимался в юности боевыми искусствами и помню об особом внутреннем чувстве. В это чувство входит гордость от самого факта присутствия в этой школе единоборств, внутренняя уверенность, что там будут разрешены все жизненные проблемы и найдены ответы на все вопросы, в том числе и нематериального, духовного характера.

ТРЕНЕР. ГУРУ?

samurai4Мировоззрение людей, долго занимающихся боевыми искусствами, пропитано восточными религиозными понятиями и установками: энергия Ци и Ки, реинкарнация, пиетет перед буддистскими притчами и самурайскими легендами, через призму которых осмысляется мир. Участники этих секций единоборств выстраивают свою иерархию, которая в видимом плане может проявляться в разных цветах поясов, данах; при этом отношение к тренерам выстраивается в категориях «гуруизма», так же, как в псевдовосточных сектах, где наставник-гуру воспринимается как бог или посланник, изрекающий божественную волю.

Распоряжения и приказы таких тренеров-гуру обязательны к исполнению и не обсуждаются; все, что говорит «сенсей», должно восприниматься как истина. Тренер для членов клуба единоборств превращается в некий идеал, наполненный мудростью и знаниями обо всех сторонах жизни (при этом им часто нет и 30 лет), который лучше тебя знает, что тебе нужно и имеет готовый рецепт на решение твоих проблем.

Скажу прямо, исходя из личного опыта тренировок, сотворяется некий кумир, чье мнение по любым вопросам, в том числе и духовным, становится самым главным и единственно правильным. Таким образом, можно говорить, что зачастую (хотя, разумеется, не всегда) участники секций единоборств образуют сообщества, которые имеют ряд признаков секты. Кроме того, есть опасность, что эти занятия разовьют гордыню, нездоровое желание побеждать любой ценой, идти по головам к заветной цели. При этом неизбежная зависимость от секции и наставника не только не осознается как скрыто религиозная, но воспринимается как полезная, дисциплинирующая и т.п.

ТРЕБУЕТСЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

detiКонечно, я не хочу сказать, что секции восточных единоборств не стоит посещать, они способны дать много положительного для юношей и девушек. Здоровье, дисциплина, умение преодолевать трудности, все это можно получить, посещая занятия боевых искусств. Я сам почерпнул много полезного, посещая в юности подобные спортивные группы. Многие тренеры таких секций являются православными, правильно понимающими базовые христианские ценности нашей культуры.

Тем не менее существуют секции, в которых человек может пропитываться религиозными идеями (сам того не осознавая), которые способны подтолкнуть его к принятию другой религии или вхождению в откровенную секту. Требуется осмотрительность прежде всего от родителей, чтобы занятия боевыми искусствами не привели их ребенка в духовные дебри, не стали толчком к отпадению от христианского мировоззрения.

Андрей Безруков,

заместитель председателя
Миссионерского отдела
Тверской епархии

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ИЮНЕ-ИЮЛЕ 2019

26.06.1970 – иерей Олег Туляков, женский монастырь Николо-Теребенская пустынь, п. Труженик, Максатихинский район, Бежецкая епархия.

26.06.1987 – диакон Алексий Юдин, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

01.07.1962 – протоиерей Геннадий Егоров, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Бологово, Андреапольский район, Ржевская епархия.

01.07.1967 – протоиерей Георгий Слободонюк, церковь страстотерпца царевича Алексия, настоятель, г. Бологое.

02.07.1961 – протоиерей Валерий Макаров, благочинный Ржевского городского округа, храм Новомучеников и исповедников Российских, настоятель, г. Ржев, Ржевская епархия.

03.07.1967 – иеродиакон Симеон (Козьминых), кафедральный собор в честь Оковецкой иконы Божией Матери, г. Ржев, Ржевская епархия.

04.07.1961 – игуменья Лариса (Лобанова), Христорождественский монастырь, настоятельница, г. Тверь.

04.07.1963 – протоиерей Андрей Лазарев, церковь Вознесения Господня, настоятель, г. Кимры.

04.07.1973 – протоиерей Димитрий Охичев, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Лошицы, Весьегонский район, Бежецкая епархия.

05.07.1952 – протоиерей Александр Будков, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Верхние Котицы, Осташковский район.

07.07.1971 – протоиерей Михаил Беляев, церковь в честь Лазаря Четверодневного, настоятель, г. Тверь.

13.07.1956 – диакон Юрий Куров, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», г. Торопец, Ржевская епархия.

13.07.1990 – иерей Сергий Губский-Борисов, Архиерейское подворье Вознесенский собор, г. Тверь.

15.07.1968 – протоиерей Роман Малинин, церковь в честь Воздвижения Креста Господня, настоятель, с. Селище, Селижаровский район.

16.07.1952 – протоиерей Геннадий Савостьянов, Свято-Троицкая церковь, настоятель, с. Поречье, Бежецкий район, Бежецкая епархия.

16.07.1972 – иеромонах Дорофей (Мохов), Крестовоздвиженская церковь, настоятель, с. Поводнево, Сонковский район, Бежецкая епархия.

16.07.1972 – иерей Олег Руденко, Христорождественский монастырь, г. Тверь.

19.07.1967 – иеромонах Нектарий (Андреев), Старицкий Успенский мужской монастырь, г. Старица.

27.07.1957 – архимандрит Амфилохий (Желябовский), благочинный 2-го Тверского округа, церковь Владимирской иконы Божией Матери, настоятель, г. Тверь.

28.07.1978 – протоиерей Сергий Домнин, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

31.07.1968 – иерей Алексий Брызгалов, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В ИЮНЕ-ИЮЛЕ 2019 

27.06.1984 – 35 лет – иерей Антоний Русакевич, благочинный II-го Калининского округа, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, п. Власьево, г. Тверь

28.06.1954 – 65 лет – протоиерей Александр Крюков, церковь в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская», настоятель, п. Белый Городок, Кимрский район

02.07.1979 – 40 лет – протоиерей Вячеслав Баскаков, храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Центре медицинской помощи им. В.П. Аваева, настоятель, г. Тверь.

09.07.1959 – 60 лет – протоиерей Георгий Белодуров, церковь в честь вмч. Никиты, настоятель, г. Тверь; собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, г. Тверь.

21.07.1984 – 35 лет – иерей Евгений Салимов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В ИЮНЕ-ИЮЛЕ 2019

25.06.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Геннадий Егоров, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Бологово, Андреапольский район, Ржевская епархия.

26.06.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Виктор Ковалек, церковь в честь преподобного Серафима Саровского, г. Тверь.

02.07.1979 – 40 лет иерейской хиротонии – протоиерей Вадим Парахин, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк.

02.07.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Димитрий Курдюков, церковь в честь вмч. Георгия Победоносца, настоятель, г. Тверь (мкр. Мамулино).

13.07.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – игумен Иов (Тараканов), Воскресенский кафедральный собор, регент архиерейского хора, г. Тверь.

16.07.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Алексий Глазков, церковь Рождества Богородицы, г. Тверь.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер

yul