СЕКЦИЯ ИЛИ СЕКТА?

«КАРАТЕШНЫЕ» ФИЛЬМЫ

shcnВ кинотеатрах, в Интернете полно «каратешных» фильмов, где выстраивается одна и та же схема. Молодой герой, имеющий массу проблем (нехватка денег, ссора с девушкой, прессинг со стороны сверстников и т.д.) встречает настоящего сенсея, мастера боевого искусства, который начинает его тренировать. Эти тренировки оказываются полезны не только для тела, но и для духа, помогают не просто победить в бою соперников, но и решить внутренние, духовные проблемы.

Очень часто в роли наставников выступают буддистские монахи, а в фильмах присутствуют сцены поклонения Будде и восточным божествам, что преподносится как важная составляющая успеха героя.

Несмотря на разнообразие единоборств и вариативность происхождения, моральные ценности их групп схожи. Это овладение мастерством, причем не только видимыми приёмами, но и загадочными внутренними техниками; люди выстраивают свою жизнь вокруг занятий единоборством, подчиняют этому все свои душевные силы, видя только здесь своё будущее. Незаметно для себя зрители, особенно подростки, берут на вооружение, к примеру, кодекс японских самураев «Бусидо», построенный на буддистких и синтоистских религиозных ценностях, имеющих огромное отличие от традиционных, христианских.

МИФЫ И РИТУАЛЫ

Samurai l minПосмотрим на людей, которых объединяет увлечение боевыми искусствами Востока. Это может быть японское каратэ или дзю-дзюцу (джиу-джитсу), китайское ушу, вьетнамские, филиппинские и другие системы боевых искусств. Нужно отметить сопернические отношения всяческих школ друг к другу. Занимаются ими в большинстве своем молодые мужчины разных социальных групп, национальностей и религиозных традиций.

На занятиях единоборствами такого рода нередко можно наблюдать проявление признаков скрытой религиозности, не осознаваемых участниками этих школ, но вполне характерных для нее. Так, все крупные направления единоборств имеют свои мифы, искренне в них верят. Это миф о непобедимости данной школы, о её героях, чемпионах разных эпох, о гармоничности развития силы и духа в рамках этой школы. Ритуалы в восточных единоборствах сильно развиты и, как правило, обязательны к выполнению. Это поклоны, определенные фразы на изначальных языках школ, форма одежды, элементы поклонения предкам (личности основателя школы), различные формы медитации, изображения божеств китайского и японского пантеона.

Конечно, нельзя говорить, что эти признаки являются проявлением чисто религиозным, это, скорее, религиозно-культурный симбиоз восточных традиций, например, обязательные поклоны, принятые в Японии, могут быть как проявлением культуры, так и частью ритуала поклонения предкам. Ритуалы вообще характерны для этих секций и, как правило, официально им не придаётся религиозного смысла, который тем не менее ощущается участниками. Я сам занимался в юности боевыми искусствами и помню об особом внутреннем чувстве. В это чувство входит гордость от самого факта присутствия в этой школе единоборств, внутренняя уверенность, что там будут разрешены все жизненные проблемы и найдены ответы на все вопросы, в том числе и нематериального, духовного характера.

ТРЕНЕР. ГУРУ?

samurai4Мировоззрение людей, долго занимающихся боевыми искусствами, пропитано восточными религиозными понятиями и установками: энергия Ци и Ки, реинкарнация, пиетет перед буддистскими притчами и самурайскими легендами, через призму которых осмысляется мир. Участники этих секций единоборств выстраивают свою иерархию, которая в видимом плане может проявляться в разных цветах поясов, данах; при этом отношение к тренерам выстраивается в категориях «гуруизма», так же, как в псевдовосточных сектах, где наставник-гуру воспринимается как бог или посланник, изрекающий божественную волю.

Распоряжения и приказы таких тренеров-гуру обязательны к исполнению и не обсуждаются; все, что говорит «сенсей», должно восприниматься как истина. Тренер для членов клуба единоборств превращается в некий идеал, наполненный мудростью и знаниями обо всех сторонах жизни (при этом им часто нет и 30 лет), который лучше тебя знает, что тебе нужно и имеет готовый рецепт на решение твоих проблем.

Скажу прямо, исходя из личного опыта тренировок, сотворяется некий кумир, чье мнение по любым вопросам, в том числе и духовным, становится самым главным и единственно правильным. Таким образом, можно говорить, что зачастую (хотя, разумеется, не всегда) участники секций единоборств образуют сообщества, которые имеют ряд признаков секты. Кроме того, есть опасность, что эти занятия разовьют гордыню, нездоровое желание побеждать любой ценой, идти по головам к заветной цели. При этом неизбежная зависимость от секции и наставника не только не осознается как скрыто религиозная, но воспринимается как полезная, дисциплинирующая и т.п.

ТРЕБУЕТСЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

detiКонечно, я не хочу сказать, что секции восточных единоборств не стоит посещать, они способны дать много положительного для юношей и девушек. Здоровье, дисциплина, умение преодолевать трудности, все это можно получить, посещая занятия боевых искусств. Я сам почерпнул много полезного, посещая в юности подобные спортивные группы. Многие тренеры таких секций являются православными, правильно понимающими базовые христианские ценности нашей культуры.

Тем не менее существуют секции, в которых человек может пропитываться религиозными идеями (сам того не осознавая), которые способны подтолкнуть его к принятию другой религии или вхождению в откровенную секту. Требуется осмотрительность прежде всего от родителей, чтобы занятия боевыми искусствами не привели их ребенка в духовные дебри, не стали толчком к отпадению от христианского мировоззрения.

Андрей Безруков,

заместитель председателя
Миссионерского отдела
Тверской епархии

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В АПРЕЛЕ 2019

02.04.1967 – иерей Валерий Юкин, церковь в честь Вознесения Господня, настоятель, с. Дудино, Калининский район.

05.04.1953 – протодиакон Михаил Мельник, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

05.04.1977 – протоиерей Сергий Пилипей, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Щербинино, Калининский район.

06.04.1958 – протоиерей Сергий Гоман, церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятель, с. Ильинское, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

07.04.1965 – протоиерей Александр Клишин, храм Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, с. Выдропужск, Спировский район, Бежецкая епархия.

09.04.1975 – протоиерей Олег Яковлев, собор в честь Крещения Господня (Богоявленский), г. Вышний Волочек.

10.04.1953 – иерей Александр Горячев, собор в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», председатель приходского совета, г. Тверь

10.04.1965 – иерей Антоний Богдюн, церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского, с. Дмитрова Гора, Конаковский район.

12.04.1978 – иерей Михаил Михайлов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.

15.04.1967 – протоиерей Алексий Фролов, церковь в честь Рождества Христова, настоятель, с. Рождествено, Калининский р-н.

17.04.1945 – протоиерей Вадим Парахин, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

17.04.1971 – иеромонах Иоанн (Захаров), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

18.04.1951 – иеромонах Лаврентий (Михалев), монастырь Нило-Столобенская пустынь, церковь в честь святителя Николая Мирликийского в Жабнах, скитоначальник, п. Светлица, Осташковский район.

19.04.1968 – протоиерей Вадим Капитонов, подворье мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь храм  Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятель, пос. Солнечный, Осташковский район.

24.04.1962 – протоиерей Анатолий Симора, благочинный Весьегонского округа, Иоанно-Предтеченская церковь, настоятель, г. Весьегонск, Бежецкая епархия.

26.04.1963 – протоиерей Вадим Иванов, церковь в честь вмч. Георгия Победоносца, д. Колталово, Калининский район.

27.04.1980 – иеромонах Амвросий (Желябовский), благочинный Социального благочиния г. Твери, церковь в честь преподобного Серафима Саровского, настоятель, г. Тверь.

30.04.1972 – иерей Василий Кукушкин, церковь в честь иконы Божией Матери «Иверская», настоятель, с. Лыкошино, Бологовский район.

ЮБИЛЕИ В АПРЕЛЕ 2019 

15.04.1984 – 35 лет – протоиерей Вадим Желябовский, Иоанно-Предтеченская церковь, настоятель, п. Козлово, Конаковский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В АПРЕЛЕ 2019

02.04.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Владимир Березюк, церковь Преображения Господня, настоятель, г. Вышний Волочек. 

03.04.2004 – 15 лет иерейской хиротонии – иерей Тарасий Гаврышкив, церковь в честь преподобного Исаакия Торопецкого, настоятель, погост Старая Торопа, Ржевская епархия.
04.04.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Андрей Гайдай, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Марьино, Торжокский район.
07.04.1959 – 60 лет иерейской хиротонии – протоиерей Василий Киричук, собор в честь Крещения Господня (Богоявленский), г. Вышний Волочек.
12.04.2004 – 15 лет диаконской хиротонии – диакон Андрей Суковатов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.
14.04.1979 – 40 лет диаконской хиротонии – протодиакон Николай Радцевич, собор в честь блг. кн. Александра Невского, г. Тверь.
15.04.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – архимандрит Аркадий (Губанов), благочинный монастырей и подворий, монастырь Нило-Столобенская пустынь, наместник, д. Светлица, Осташковский район.
16.04.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – иеромонах Гавриил (Хальченя), Борисо-Глебский мужской монастырь, г. Торжок.
16.04.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – иеромонах Нектарий (Андреев), Старицкий Успенский мужской монастырь.
20.04.2009 – 10 лет диаконской хиротонии – диакон Владимир Ладаткин, Всехсвятская церковь, п. Максатиха, Бежецкая епархия.
22.04.1984 – 35 лет иерейской хиротонии – протоиерей Павел Сорочинский, благочинный I-го Тверского округа, Архиерейское подворье Вознесенский собор, и.о. настоятеля, г. Тверь.
22.04.1999 – 20 лет назначения во игуменьи – монахиня Лариса (Лобанова), Христорождественский женский монастырь, настоятельница, г. Тверь.
27.04.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Георгий Слободонюк, церковь страстотерпца царевича Алексия, настоятель, г. Бологое.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер