ЕСЛИ БЕЗ ЛУКАВСТВА

ДИАЛОГ С КРИТИКАМИ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

В первые века нашей эры хулителями Церкви выступали язычники и иудеи, в наше время в такой роли выступают часто те, кто считает себя православным или, как минимум, верящим в Бога. Многим из нас дома, на работе, в общении с друзьями приходилось слышать различные обвинения в церковный адрес.

Прежде чем разобрать их, зададимся вопросом, а кто их предъявляет?

ОБВИНИТЕЛИ

Скажем сразу, Церковь открыта для критики, и пороки священства и мирян обличались не просто верующими, а теми, кого мы ныне почитаем святыми. Апостолы Петр, Павел, Иаков в своих посланиях, святители Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Тихон Задонский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, другие горькими, но полными любви словами врачевали членов Церкви и подчеркивали, что сама Церковь «есть столб и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

Сегодня критикуют Церковь, как правило, те, кто и «Отче наш» наизусть не знает, посещает храм раз в год, а свои представления о церковной жизни получает из СМИ и интернета. Мне такие люди напоминают тех, кто, имея образование филолога, критикует кораблестроителя, хотя совершенно очевидно, что не имеет необходимых знаний в этой области и не понимает даже азы этой науки. Кроме того, современные обличители в нравственном плане являются чаще всего обычными грешниками и, обличая представителей РПЦ МП в алчности или гордости и т.п., сами многократно грешны в этом.

Какие же обвинения мы чаще всего слышим?

ВЕЧНОСТЬ ЗА 38 РУБЛЕЙ

kriticaЦерковь обвиняют в том, что она является коммерческой структурой «АО РПЦ». Что мы можем возразить? Церковь отделена от государства и на своё функционирование должна добывать деньги сама. Храмам нужно оплачивать свет, тепло, платить зарплаты церковнослужителям, рабочим, строителям. Священникам, в чьих семьях детей обычно заметно больше, чем у среднего россиянина, нужно содержать семью, кормить домочадцев. Восстановление и ремонт храмов, расходы на образование, социальная деятельность в тюрьмах, приютах, больницах, в воинских частях также требуют немалых средств.

К сожалению, десятину от своих доходов современные православные «забывают» платить (в сектах, любящих обличать нас в алчности, сбор средств у своих членов происходит в обязательном и жестком порядке), ограничиваясь пожертвованиями на свечи, требы, таинства. Согласно данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, все доходы РПЦ составляют: 0,04 % от доходов бюджета; 0,56 % от расходов россиян на спиртное, сладкое или иномарки; 0,9 % от расходов россиян на табак.

А если взять и поделить доходы РПЦ на все население России, то получаем, что каждому россиянину Русская Православная Церковь «стоит» примерно 38 рублей в год.

Данные цифры говорят о том, что прибыль РПЦ на фоне общей экономики представляет из себя песчинки и утверждать, что РПЦ обкрадывает россиян, несколько нелепо и неадекватно.

КУДА ДЕВАТЬ ВЛАСТЬ?

Часто мы слышим обвинения в том, что РПЦ МП работает на власть и обслуживает её интересы. Такие обвинения звучат, конечно, от тех, кто не знаком со Священным Писанием: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1).

Это не значит, что все деяния власти хороши, но раз Господом стране дана существующая власть (в награду за благочестие или в наказание по грехам), то всякому гражданину, в том числе и священнослужителю, нужно жить с этой властью. Власть понимает, что традиционная религия является основой стабильности в государстве, и поэтому ищет сейчас поддержки у Церкви. В православии же есть понятие симфонии – идеальных взаимоотношений между Церковью и государством, заключающихся в том, что светская и церковная власти в идеале должны находиться в состоянии гармонии и сотрудничества, по аналогии с Божественным и человеческим естеством, Божественной и человеческой волями Христа, «нераздельны и неслиянны».

О БОГАТЫХ ПОПАХ

razruhaСледующая тема обвинений – «попы на мерседесах». В основном такие батюшки появляются в новостях либеральных СМИ. К примеру, у меня в телефоне 26 контактов – знакомые священники, и ни один из них не ездит на «мерседесе».

Я понимаю, что некоторые священнослужители действительно неразумно пользуются деньгами, думая в первую очередь о своих благах, а не о церковных нуждах, но это маленький процент от общей массы. СМИ почему-то очень редко пишут о большинстве батюшек, которые часто с трудом сводят концы с концами, тратят свои скудные средства на помощь пастве, добираются до Твери не на престижных иномарках, а на автобусе или попутках и, не получая помощи от государства, богатых спонсоров, восстанавливают храмы.

Примечательно, что любители посчитать деньги священников сами часто живут вполне обеспеченно, в хороших домах, ездят на приличных машинах, при этом по непонятным причинам уверены, что батюшки должны жить чуть ли не впроголодь, словно Господь разрешил мирянам жить в достатке, а священству запретил.

Это не так. Все, кто называет себя христианином, должны помнить, что если Бог дал богатство, то оно дано не для того, чтобы жить в роскоши, а для того чтобы с помощью денег творить дела милосердия и благотворительности. Что касается священников, забывших об этом, Бог им Судья. Мы должны думать о своих грехах.

РЕЛИГИЯ СЛАБЫХ И ГЛУПЫХ?

 Распространенное обвинение: христианство – религия слабых, больных и убогих, и современный человек, настроенный на успешность, не может исповедовать эту религию. Такое мнение возникло от не знания нашей веры, Писания и Предания, истории нашей страны. Территория Российской, христианской, империи увеличилась в 27 раз по сравнению с языческой Русью, и получается, христианство сделало наших предков гораздо сильней. Если посмотреть на святых нашей Церкви, мы увидим множество воинов, князей-воителей, полководцев. Думаю, вряд ли возможно обвинить Александра Невского или Михаила Тверского в трусости.

Непобедимый полководец А.В. Суворов был известен своей набожностью, на рассвете всегда шел в церковь, где молился за утреней и обедней, благочестие его проявлялось и в постоянных заботах о содержании старых и сооружении новых церквей.

Христианство – религия сильных. Только сильный человек может осознать свою греховность и встать на путь борьбы со своими пороками. Христианин должен прощать своих обидчиков, быть милостивым к врагам, но когда дело доходит до защиты своей страны, семьи, веры, то: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15:13)

Что мы можем ещё сказать подобным хулителям Церкви? По слову преподобного Ефрема Сирина: «Церковь не собрание святых, а толпа кающихся грешников». А апостол Павел в послании к Тимофею сказал прямо: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1:5).

Андрей Безруков,

зам. председателя Миссионерского отдела Тверской епархии

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ИЮНЕ 2019

01.06.1973 – протоиерей Александр Любавин, Воскресенский кафедральный собор, настоятель, председатель приходского совета; ключарь Спасо-Преображенского собора, г. Тверь.

03.06.1972 – иеромонах Нектарий (Антонов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

04.06.1978 – иерей Игорь Куляшов, церковь Рождества Христова, настоятель, д. Трестино, Фировский район.

04.06.1986 – иерей Александр Сопига, церковь в честь Вознесения Христова, настоятель, с. Тешилово, Конаковский район.

05.06.1976 – протоиерей Сергий Севрюгов, церковь в честь святителя Арсения Тверского, г. Тверь.

05.06.1991 – иерей Евгений Башкеев, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

07.06.1980 – иерей Элизбар Иванов, церковь в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская», Кимрский район, п. Белый Городок.

11.06.1965 – иеромонах Нил (Головин), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

14.06.1937 – иеромонах Лука (Береснев), Николаевский Клобуков женский монастырь, г. Кашин.

15.06.1967 – диакон Иван Мосейчук, церковь Святителя Николая, г. Западная Двина, Ржевская епархия.

15.06.1972 – иерей Сергий Новиков, церковь в честь Балыкинской иконы Божией Матери, г. Нелидово, Ржевская епархия.

15.06.1991 – иерей Андрей Швецов, храм в честь Казанской иконы Божией Матери, настоятель, пос. Сандово, Бежецкая епархия.

17.06.1950 – иерей Валентин Цвелёв, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, о. Божье Дело, Пеновский район.

18.06.1976 – иерей Роман Альгашов, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, г. Торжок.

19.06.1947 – протоиерей Валерий Ильин, благочинный Конаковского округа, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Завидово, Конаковский район.

19.06.1972 – протоиерей Олег Шерышев, церковь в честь Сорока мучеников Севастийских, настоятель, г. Конаково.

20.06.1978 – иеромонах Августин (Пирогов), церковь в честь Пророка Илии, с. Селихово, Конаковский район.

21.06.1938 – иерей Виктор Крючков, храм в честь прп. Амвросия Оптинского, настоятель, с. Зараменье, Максатихинский район, Бежецкая епархия.

21.06.1960 – протоиерей Иоанн Стельмащук, церковь в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, настоятель, с. Николо-Ям, Кимрский район.

21.06.1971 – протоиерей Александр Чайкин, благочинный Бельского района, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, настоятель, г. Белый.

21.06.1983 – иеромонах Агапит (Евдокимов), Архиерейское подворье храма Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова мужского монастыря, настоятель; церковь Владимирской иконы Божией Матери, г. Тверь.

22.06.1965 – игуменья Варвара (Иванова), Николаевский Клобуков женский монастырь, настоятельница, г. Кашин; председатель приходского совета церкви прп. Серафима Саровского, г. Тверь.

24.06.1972 – протоиерей Виталий Мартынюк, благочинный Максатихинского округа, Всехсвятская церковь, настоятель, п. Максатиха, Бежецкая епархия.

26.06.1970 – иерей Олег Туляков, женский монастырь Николо-Теребенская пустынь, п. Труженик, Максатихинский район, Бежецкая епархия.

26.06.1987 – диакон Алексий Юдин, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В ИЮНЕ 2019 

05.06.1964 – 55 лет – иеромонах Митрофан (Заридзе), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район

09.06.1994 – 25 лет – иеромонах Филарет (Воронцев), церковь Рождества Иоанна Предтечи, с. Кузьминки, Калининский район

11.06.2009 – 10 лет назначения в настоятельницы – игуменья Варвара (Иванова), Николаевский Клобуков женский монастырь.

15.06.1974 – 45 лет – иерей Алексий Костин, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Николо-Рожок, Осташковский район

27.06.1984 – 35 лет – иерей Антоний Русакевич, благочинный II-го Калининского округа, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, п. Власьево, г. Тверь

28.06.1954 – 65 лет – протоиерей Александр Крюков, церковь в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская», настоятель, п. Белый Городок, Кимрский район

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В ИЮНЕ 2019

08.06.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – иерей Алексий Широков, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Пушкино, Калининский район.

16.07.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – иеромонах Варфоломей (Шабаршов), монастырь Нило-Столобенская пустынь.

19.06.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – игумен Афанасий (Панов), церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Новый стан, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

25.06.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Геннадий Егоров, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Бологово, Андреапольский район, Ржевская епархия.

26.06.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Виктор Ковалек, церковь в честь преподобного Серафима Саровского, г. Тверь.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер