ЕСЛИ БЕЗ ЛУКАВСТВА

ДИАЛОГ С КРИТИКАМИ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

В первые века нашей эры хулителями Церкви выступали язычники и иудеи, в наше время в такой роли выступают часто те, кто считает себя православным или, как минимум, верящим в Бога. Многим из нас дома, на работе, в общении с друзьями приходилось слышать различные обвинения в церковный адрес.

Прежде чем разобрать их, зададимся вопросом, а кто их предъявляет?

ОБВИНИТЕЛИ

Скажем сразу, Церковь открыта для критики, и пороки священства и мирян обличались не просто верующими, а теми, кого мы ныне почитаем святыми. Апостолы Петр, Павел, Иаков в своих посланиях, святители Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Тихон Задонский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, другие горькими, но полными любви словами врачевали членов Церкви и подчеркивали, что сама Церковь «есть столб и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

Сегодня критикуют Церковь, как правило, те, кто и «Отче наш» наизусть не знает, посещает храм раз в год, а свои представления о церковной жизни получает из СМИ и интернета. Мне такие люди напоминают тех, кто, имея образование филолога, критикует кораблестроителя, хотя совершенно очевидно, что не имеет необходимых знаний в этой области и не понимает даже азы этой науки. Кроме того, современные обличители в нравственном плане являются чаще всего обычными грешниками и, обличая представителей РПЦ МП в алчности или гордости и т.п., сами многократно грешны в этом.

Какие же обвинения мы чаще всего слышим?

ВЕЧНОСТЬ ЗА 38 РУБЛЕЙ

kriticaЦерковь обвиняют в том, что она является коммерческой структурой «АО РПЦ». Что мы можем возразить? Церковь отделена от государства и на своё функционирование должна добывать деньги сама. Храмам нужно оплачивать свет, тепло, платить зарплаты церковнослужителям, рабочим, строителям. Священникам, в чьих семьях детей обычно заметно больше, чем у среднего россиянина, нужно содержать семью, кормить домочадцев. Восстановление и ремонт храмов, расходы на образование, социальная деятельность в тюрьмах, приютах, больницах, в воинских частях также требуют немалых средств.

К сожалению, десятину от своих доходов современные православные «забывают» платить (в сектах, любящих обличать нас в алчности, сбор средств у своих членов происходит в обязательном и жестком порядке), ограничиваясь пожертвованиями на свечи, требы, таинства. Согласно данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, все доходы РПЦ составляют: 0,04 % от доходов бюджета; 0,56 % от расходов россиян на спиртное, сладкое или иномарки; 0,9 % от расходов россиян на табак.

А если взять и поделить доходы РПЦ на все население России, то получаем, что каждому россиянину Русская Православная Церковь «стоит» примерно 38 рублей в год.

Данные цифры говорят о том, что прибыль РПЦ на фоне общей экономики представляет из себя песчинки и утверждать, что РПЦ обкрадывает россиян, несколько нелепо и неадекватно.

КУДА ДЕВАТЬ ВЛАСТЬ?

Часто мы слышим обвинения в том, что РПЦ МП работает на власть и обслуживает её интересы. Такие обвинения звучат, конечно, от тех, кто не знаком со Священным Писанием: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1).

Это не значит, что все деяния власти хороши, но раз Господом стране дана существующая власть (в награду за благочестие или в наказание по грехам), то всякому гражданину, в том числе и священнослужителю, нужно жить с этой властью. Власть понимает, что традиционная религия является основой стабильности в государстве, и поэтому ищет сейчас поддержки у Церкви. В православии же есть понятие симфонии – идеальных взаимоотношений между Церковью и государством, заключающихся в том, что светская и церковная власти в идеале должны находиться в состоянии гармонии и сотрудничества, по аналогии с Божественным и человеческим естеством, Божественной и человеческой волями Христа, «нераздельны и неслиянны».

О БОГАТЫХ ПОПАХ

razruhaСледующая тема обвинений – «попы на мерседесах». В основном такие батюшки появляются в новостях либеральных СМИ. К примеру, у меня в телефоне 26 контактов – знакомые священники, и ни один из них не ездит на «мерседесе».

Я понимаю, что некоторые священнослужители действительно неразумно пользуются деньгами, думая в первую очередь о своих благах, а не о церковных нуждах, но это маленький процент от общей массы. СМИ почему-то очень редко пишут о большинстве батюшек, которые часто с трудом сводят концы с концами, тратят свои скудные средства на помощь пастве, добираются до Твери не на престижных иномарках, а на автобусе или попутках и, не получая помощи от государства, богатых спонсоров, восстанавливают храмы.

Примечательно, что любители посчитать деньги священников сами часто живут вполне обеспеченно, в хороших домах, ездят на приличных машинах, при этом по непонятным причинам уверены, что батюшки должны жить чуть ли не впроголодь, словно Господь разрешил мирянам жить в достатке, а священству запретил.

Это не так. Все, кто называет себя христианином, должны помнить, что если Бог дал богатство, то оно дано не для того, чтобы жить в роскоши, а для того чтобы с помощью денег творить дела милосердия и благотворительности. Что касается священников, забывших об этом, Бог им Судья. Мы должны думать о своих грехах.

РЕЛИГИЯ СЛАБЫХ И ГЛУПЫХ?

 Распространенное обвинение: христианство – религия слабых, больных и убогих, и современный человек, настроенный на успешность, не может исповедовать эту религию. Такое мнение возникло от не знания нашей веры, Писания и Предания, истории нашей страны. Территория Российской, христианской, империи увеличилась в 27 раз по сравнению с языческой Русью, и получается, христианство сделало наших предков гораздо сильней. Если посмотреть на святых нашей Церкви, мы увидим множество воинов, князей-воителей, полководцев. Думаю, вряд ли возможно обвинить Александра Невского или Михаила Тверского в трусости.

Непобедимый полководец А.В. Суворов был известен своей набожностью, на рассвете всегда шел в церковь, где молился за утреней и обедней, благочестие его проявлялось и в постоянных заботах о содержании старых и сооружении новых церквей.

Христианство – религия сильных. Только сильный человек может осознать свою греховность и встать на путь борьбы со своими пороками. Христианин должен прощать своих обидчиков, быть милостивым к врагам, но когда дело доходит до защиты своей страны, семьи, веры, то: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15:13)

Что мы можем ещё сказать подобным хулителям Церкви? По слову преподобного Ефрема Сирина: «Церковь не собрание святых, а толпа кающихся грешников». А апостол Павел в послании к Тимофею сказал прямо: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1:5).

Андрей Безруков,

зам. председателя Миссионерского отдела Тверской епархии

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ЯНВАРЕ 2019

30 января - день рождения епископа Ржевского и Торопецкого Адриана

Adrian

 

 

 

 

 

 

 

  

 

09.01.1950 – иеродиакон Георгий (Братчиков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

11.01.1970 – протоиерей Валерий Поляков, церковь в честь образа Спаса Нерукотворного, настоятель, с. Дулово, Конаковский район.

12.01.1967 – протоиерей Роман Манилов, церковь в честь святителя Иоанна Шанхайского, настоятель, г. Тверь.

15.01.1972 – игумен Иов (Тараканов), Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

15.01.1992 – иерей Даниил Никитенко, церковь в честь Покрова Божией Матери, г. Тверь.

19.01.1976 – протоиерей Алексий Скородумов, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, п. Селижарово.

19.01.1981 – иерей Максим Мищенко, церковь блаженной Ксении Петербургской, настоятель, г. Тверь.

21.01.1961 – иеродиакон Пахомий (Любавин), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

21.01.1968 – иеромонах Гавриил (Хальченя), Борисо-Глебский мужской монастырь, г. Торжок.

22.01.1965 – протоиерей Алексий Шевчук, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

23.01.1976 – протоиерей Владимир Евстигнеев, благочинный Ржевского городского округа, настоятель храма великомученицы Варвары, г. Ржев, Ржевская епархия.

26.01.1975 – протоиерей Александр Юрков, церковь Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, с. Кушалино, Рамешковский район, Бежецкая епархия.

26.01.1976 – протоиерей Николай Курбанов, церковь в честь Святителя Николая Мирликийского, настоятель, с. Емельяново, Старицкий район.

29.01.1953 – иеродиакон Адриан (Петров), Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

29.01.1975 – протоиерей Роман Ожерельев, Никольская церковь, подворье Христорождественского монастыря, д. Ушаковские Горки, Старицкий район.

ЮБИЛЕИ В ЯНВАРЕ 2019 

12.01.1969 – 50 лет –  иерей Андрей Двинин, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Сухошины, Селижаровский район.

15.01.1959 – 60 лет – иерей Алексий Дмитриев, церковь в честь святого Георгия Победоносца, настоятель, с. Юрьевское, Старицкий район.

16.01.1959 – 60 лет – игуменья Елисавета (Евдокимова), Богородицкий Житенный женский монастырь, настоятельница, г. Осташков.

19.01.1949 – 70 лет – протоиерей Валерий Крутиков, собор в честь Вознесения Господня, г. Тверь.

19.01.1974 – 45 лет – протоиерей Валерий Антонов, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, п. Рамешки, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В ЯНВАРЕ 2019

19.01.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – иерей Сергий Шибалов, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, с. Красное, Торжокский район

20.01.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Евгений Морковин, благочинный Кимрского округа, собор в честь Преображения Господня, настоятель, г. Кимры

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер