ЕСЛИ БЕЗ ЛУКАВСТВА

ДИАЛОГ С КРИТИКАМИ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

В первые века нашей эры хулителями Церкви выступали язычники и иудеи, в наше время в такой роли выступают часто те, кто считает себя православным или, как минимум, верящим в Бога. Многим из нас дома, на работе, в общении с друзьями приходилось слышать различные обвинения в церковный адрес.

Прежде чем разобрать их, зададимся вопросом, а кто их предъявляет?

ОБВИНИТЕЛИ

Скажем сразу, Церковь открыта для критики, и пороки священства и мирян обличались не просто верующими, а теми, кого мы ныне почитаем святыми. Апостолы Петр, Павел, Иаков в своих посланиях, святители Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Тихон Задонский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, другие горькими, но полными любви словами врачевали членов Церкви и подчеркивали, что сама Церковь «есть столб и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

Сегодня критикуют Церковь, как правило, те, кто и «Отче наш» наизусть не знает, посещает храм раз в год, а свои представления о церковной жизни получает из СМИ и интернета. Мне такие люди напоминают тех, кто, имея образование филолога, критикует кораблестроителя, хотя совершенно очевидно, что не имеет необходимых знаний в этой области и не понимает даже азы этой науки. Кроме того, современные обличители в нравственном плане являются чаще всего обычными грешниками и, обличая представителей РПЦ МП в алчности или гордости и т.п., сами многократно грешны в этом.

Какие же обвинения мы чаще всего слышим?

ВЕЧНОСТЬ ЗА 38 РУБЛЕЙ

kriticaЦерковь обвиняют в том, что она является коммерческой структурой «АО РПЦ». Что мы можем возразить? Церковь отделена от государства и на своё функционирование должна добывать деньги сама. Храмам нужно оплачивать свет, тепло, платить зарплаты церковнослужителям, рабочим, строителям. Священникам, в чьих семьях детей обычно заметно больше, чем у среднего россиянина, нужно содержать семью, кормить домочадцев. Восстановление и ремонт храмов, расходы на образование, социальная деятельность в тюрьмах, приютах, больницах, в воинских частях также требуют немалых средств.

К сожалению, десятину от своих доходов современные православные «забывают» платить (в сектах, любящих обличать нас в алчности, сбор средств у своих членов происходит в обязательном и жестком порядке), ограничиваясь пожертвованиями на свечи, требы, таинства. Согласно данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, все доходы РПЦ составляют: 0,04 % от доходов бюджета; 0,56 % от расходов россиян на спиртное, сладкое или иномарки; 0,9 % от расходов россиян на табак.

А если взять и поделить доходы РПЦ на все население России, то получаем, что каждому россиянину Русская Православная Церковь «стоит» примерно 38 рублей в год.

Данные цифры говорят о том, что прибыль РПЦ на фоне общей экономики представляет из себя песчинки и утверждать, что РПЦ обкрадывает россиян, несколько нелепо и неадекватно.

КУДА ДЕВАТЬ ВЛАСТЬ?

Часто мы слышим обвинения в том, что РПЦ МП работает на власть и обслуживает её интересы. Такие обвинения звучат, конечно, от тех, кто не знаком со Священным Писанием: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1).

Это не значит, что все деяния власти хороши, но раз Господом стране дана существующая власть (в награду за благочестие или в наказание по грехам), то всякому гражданину, в том числе и священнослужителю, нужно жить с этой властью. Власть понимает, что традиционная религия является основой стабильности в государстве, и поэтому ищет сейчас поддержки у Церкви. В православии же есть понятие симфонии – идеальных взаимоотношений между Церковью и государством, заключающихся в том, что светская и церковная власти в идеале должны находиться в состоянии гармонии и сотрудничества, по аналогии с Божественным и человеческим естеством, Божественной и человеческой волями Христа, «нераздельны и неслиянны».

О БОГАТЫХ ПОПАХ

razruhaСледующая тема обвинений – «попы на мерседесах». В основном такие батюшки появляются в новостях либеральных СМИ. К примеру, у меня в телефоне 26 контактов – знакомые священники, и ни один из них не ездит на «мерседесе».

Я понимаю, что некоторые священнослужители действительно неразумно пользуются деньгами, думая в первую очередь о своих благах, а не о церковных нуждах, но это маленький процент от общей массы. СМИ почему-то очень редко пишут о большинстве батюшек, которые часто с трудом сводят концы с концами, тратят свои скудные средства на помощь пастве, добираются до Твери не на престижных иномарках, а на автобусе или попутках и, не получая помощи от государства, богатых спонсоров, восстанавливают храмы.

Примечательно, что любители посчитать деньги священников сами часто живут вполне обеспеченно, в хороших домах, ездят на приличных машинах, при этом по непонятным причинам уверены, что батюшки должны жить чуть ли не впроголодь, словно Господь разрешил мирянам жить в достатке, а священству запретил.

Это не так. Все, кто называет себя христианином, должны помнить, что если Бог дал богатство, то оно дано не для того, чтобы жить в роскоши, а для того чтобы с помощью денег творить дела милосердия и благотворительности. Что касается священников, забывших об этом, Бог им Судья. Мы должны думать о своих грехах.

РЕЛИГИЯ СЛАБЫХ И ГЛУПЫХ?

 Распространенное обвинение: христианство – религия слабых, больных и убогих, и современный человек, настроенный на успешность, не может исповедовать эту религию. Такое мнение возникло от не знания нашей веры, Писания и Предания, истории нашей страны. Территория Российской, христианской, империи увеличилась в 27 раз по сравнению с языческой Русью, и получается, христианство сделало наших предков гораздо сильней. Если посмотреть на святых нашей Церкви, мы увидим множество воинов, князей-воителей, полководцев. Думаю, вряд ли возможно обвинить Александра Невского или Михаила Тверского в трусости.

Непобедимый полководец А.В. Суворов был известен своей набожностью, на рассвете всегда шел в церковь, где молился за утреней и обедней, благочестие его проявлялось и в постоянных заботах о содержании старых и сооружении новых церквей.

Христианство – религия сильных. Только сильный человек может осознать свою греховность и встать на путь борьбы со своими пороками. Христианин должен прощать своих обидчиков, быть милостивым к врагам, но когда дело доходит до защиты своей страны, семьи, веры, то: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15:13)

Что мы можем ещё сказать подобным хулителям Церкви? По слову преподобного Ефрема Сирина: «Церковь не собрание святых, а толпа кающихся грешников». А апостол Павел в послании к Тимофею сказал прямо: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим. 1:5).

Андрей Безруков,

зам. председателя Миссионерского отдела Тверской епархии

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В МАРТЕ 2019

02.03.1957 – протоиерей Евгений Алексеев, Вознесенский Оршин женский монастырь, с. Орша, Калининский район.

02.03.1973 – диакон Андрей Суковатов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.

03.03.1950 – протоиерей Леонид Водолазский, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», настоятель, г. Тверь.

05.03.1957 – иерей Александр Рабцун, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», с. Рашкино, церковь святых апостолов Петра и Павла, церковь святого благоверного князя Александра Невского, настоятель, с. Переслегино (Загорье), Торжокский район.

06.03.1985 – иеромонах Антоний (Ходыкин), монастырь Нило-Столобенская пустынь, благочинный, п. Светлица, Осташковский район.

06.03.1985 – иеромонах Феодосий (Ходыкин), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

07.03.1982 – иерей Николай Ильин, церковь блаж. Ксении Петербургской, г. Тверь.

08.03.1947 – диакон Александр Пименов, церковь в честь Покрова Божией Матери, г. Тверь.

11.03.1985 – иерей Кирилл Алексеев, церковь в честь блг. кн. Александра Невского г. Тверь (Привокзальная площадь), настоятель.

13.03.1978 – иерей Сергий Акимов, церковь в честь иконы Божией Матери «Балыкинская», г. Нелидово, Ржевская епархия.

12.03.1965 – протоиерей Валерий Баранов, церковь прп. Димитрия Солунского, настоятель, дер. Новое Семеновское, Калининский район.

19.03.1962 – иерей Андрей Гуров, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Берново, Старицкий район.

21.03.1935 – протоиерей Алексий Злобин, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Городня на Волге, Конаковский район.

22.03.1980 – иерей Валерий Бояринцев, Свято-Успенский храм, настоятель, с. Кострецы, Максатихинский район, Бежецкая епархия.

27.03.1988 – иерей Антоний Курсанин, Вознесенский Оршин женский монастырь, с. Орша, Калининский район.

31.03.1975 – протоиерей Олег Кульпин, церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского, настоятель, г. Тверь.

31.03.1972 – диакон Алексий Гаврилов, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ В МАРТЕ 2019 

04.03.1964 – 55 лет – протоиерей Геннадий Ульянич, церковь в честь прп. Иосифа Волоцкого, настоятель, п. Сахарово, Калининский р-н.

05.03.1959 – 60 лет – иерей Иван Казюра, Вознесенский Оршин женский монастырь, с. Орша, Калининский р-н.

13.03.1969 – 50 лет – протоиерей Александр Шабанов, церковь в честь святителя Арсения Тверского, настоятель, г. Тверь.

14.03.1964 – 55 лет – протоиерей Сергий Смирнов, церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», г. Ржев, Ржевская епархия.

18.03.1959 – 60 лет – протоиерей Евгений Морковин, благочинный Кимрского округа, собор в честь Преображения Господня, настоятель, г. Кимры.

18.03.1974 – 45 лет – иерей Иван Носков, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Иванищи, Старицкий р-н.

31.03.1954 – 65 лет – игумен Силуан (Шальнев), церковь в честь Преображения Господня, настоятель, п. Славный, Торжокский р-н.

31.03.1979 – 40 лет – протоиерей Алексий Егоров, Воскресенский кафедральный собор, г. Кашин.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В МАРТЕ 2019

15.03.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Александр Горячев, собор в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», председатель приходского совета, г. Тверь.

27.03.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Чайкин, благочинный Бельского района, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, настоятель, г. Белый, Ржевская епархия.

28.03.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иеромонах Герман (Фисенко), Свято-Преображенский Оковецкий скит Нило-Столобенской пустыни, скитоначальник, храм Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, д. Оковцы. 

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер