ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Кто просил об автокефалии?

Константинопольский патриарх Варфоломей решает, что имеет право без согласования направлять своих епископов на территорию Русской Православной Церкви, отменять анафемы, наложенные ею (которые он сам признавал) и даровать автокефалию Украинской церкви, о которой она не просила – просили раскольники и светские власти. Сделанное нарушает церковные каноны, традиции, многовековой опыт взаимодействия Поместных Православных Церквей.

Почему «Вселенский»?

Константинопольские патриархи носят весьма звучный титул – «Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх». Этот титул, как считают с некоторого времени патриархи Константинопольской Церкви, дает им исключительные права и некое главенство в православном мире. Изучая историю, мы узнаем, что титул «Вселенский» был получен епископами Константинополя во время Халкидонского собора. Основанием титула «Вселенский» был факт, что в то время в Константинополе жил православный римский император.

Империи давно уже нет. Константинополь сейчас является мусульманским Стамбулом. Почему же Вселенский? Кто-то собирается отвоевать у Турции Константинополь и возродить Римскую империю?

varflomeyКто главный в Церкви?

Константинопольский патриарх признается Поместными Православными Церквями «первым среди равных». Это не предполагало и не предполагает права диктовать свою волю и вмешиваться во внутренние дела других церквей, как в Римско-Католической Церкви, где римский папа управляет всеми католическими епископами и епархиями. Православная Церковь никогда такой практики не имела, и сами константинопольские патриархи в прошлом горячо протестовали против претензий римских понтификов на исключительные права главенства в Церкви.

Вопрос о главенстве в Церкви давно решен, человек не может быть Главой Церкви, Глава Церкви у нас Один, Господь Иисус Христос.

На чьей стороне история?

В XVII веке Константинопольский патриархат передал Московскому патриархату Киевскую митрополию, и нынешними решениями Варфоломей отменяет эту передачу. Выглядит это, конечно, как минимум странно, прошло уже 330 лет, все Поместные церкви признают эту территорию территорией РПЦ МП.

Из истории мы также знаем, что Константинопольский патриархат уже не в первый раз посягает на каноническую территорию Московского патриархата, так в 20-е годы прошлого века, пользуясь бедственным положением русского православия, им незаконно были дарованы автокефалии Финской и ряду других церквей.

Политика выше канонов?

Объяснение решению патриарха Варфоломея о предоставлении автокефалии Украинской церкви нужно искать прежде всего в политике. Проект автокефалии родился в администрации президента Украины Петра Порошенко, при том, что по Конституции Украины Церковь отделена от государства, и, следовательно, оно не должно вмешиваться в дела религиозные.

Для любого думающего человека очевидно, что проект автокефалии лежит в плоскости русофобской линии нынешней украинской власти и ее американских кураторов, и никакие заявления патриарха Варфоломея о заботе о православной пастве Украины никого обмануть не могут.

Что дальше?

Разрыв евхаристического общения – большая скорбь для нас, мера вынужденная, но необходимая. Действия константинопольского патриарха несут угрозу раскола всего мирового православия, и многие иерархи других Поместных Православных Церквей уже выразили своё негативное отношение к его решению в отношении Украины. Нам, простым членам Русской Православной Церкви нужно молиться о преодолении этого церковного нестроения, за наших братьев в украинской земле и верить в Господа нашего Иисуса Христа, Который не оставит Церковь Свою до скончания века.

Андрей Безруков,

заместитель председателя 

Миссионерского отдела Тверской епархии

***

232-й Патриарх Константинопольский Варфоломей I родился 12 марта 1940 года на турецком острове Имврос. Школу закончил в Стамбуле, богословскую школу – на острове Халки. В 1961–1963 гг. служил офицером в турецкой армии. Дальнейшее образование (церковное право) получил в Швейцарии и Мюнхенском университете. Доктор богословия Папского Восточного института в Риме.
Был избран Предстоятелем Константинопольской Церкви 22 октября 1991 года, чин интронизации состоялся 2 ноября того же года.

 

ПОСЛЕДНИЙ ШАГ

patriarh– Вы знаете, я решил поехать и встретиться с Константинопольским Патриархом, чтобы поговорить по-человечески, по-братски, мы же с ним знакомы с 1977 года, еще молодыми людьми вместе работали, писали какие-то тексты. И я предложил встретиться, если Святейшему удобно, на какой-то нейтральной территории, например, в Шамбези (их центре под Женевой) или где-то еще, на что мне ответили: «Нет, Вы должны приехать к нам; только в Константинополе (Стамбуле) с Вами будет разговаривать Патриарх». Я понял, что за этим стоит желание, что называется, поставить на место. Кто-то из коллег даже сказал мне: «Не надо ехать, это унизительно», но я подумал: нет, это не унизительно. Да, это унизительно для тех, кто обращает внимание на подобные игры, но я на них внимание не обращаю. Я готов пешком идти куда угодно, только бы предотвратить такого рода развитие событий, – которое, к нашему сожалению, все же произошло.

И вот я поехал в Константинополь и по-братски разговаривал. Не могу сказать, что Константинопольский Патриарх так уж по-братски со мной говорил, но я пытался сделать все, чтобы его смягчить. Когда я чувствовал, что эмоции моего собеседника начинают превышать допустимый уровень, я брал его за руку и по-братски просил: «Давайте спокойно поговорим». И у меня еще оставалась надежда, потому что доводы, которые мы приводили, были очень убедительными. Но, с другой стороны, его позиция по Украине уже тогда была выражена достаточно резко и радикально.

Но все-таки еще раз хочу сказать: надежда умирает последней. Поэтому всем, кто, может быть, критикует меня за то, что я тогда поехал, я и сейчас говорю, что нужно было сделать этот последний шаг. Я свидетельствую: этот шаг был сделан, мы поговорили от сердца к сердцу, но к положительным результатам этот шаг не привел. Но за это уже не мы несем ответственность.

(Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников

VIII Международного фестиваля

«Вера и слово»)

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ДЕКАБРЕ 2018

15.12.1971 – иерей Дионисий Коньков, собор в честь блгв. кн. Александра Невского (Подворье Старицкого Свято-Успенского монастыря), помощник настоятеля, г. Тверь.

16.12.1966 – протоиерей Олег Маскинский, церковь в честь Вознесения Господня, г. Кимры. 16.12.1966 – протоиерей Андрей Копач, благочинный Андреапольского района, Иово-Тихонская церковь, настоятель, г. Андреаполь, Ржевская епархия.

16.12.1977 – игумен Димитрий (Севостьянов), Старицкий Успенский мужской монастырь, г. Старица 

18.12.1971 – иеромонах Фаддей (Пестов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

19.12.1982 – иерей Сергий Лапшин, церковь в честь Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца в Красной Слободе, г. Тверь

22.12.1946 – иерей Евгений Антонов, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», п. Власьево, г. Тверь.

24.12.1956 – протоиерей Игорь Остаев, церковь в честь иконы Божией Матери «Смоленская», настоятель, с. Ильинское, Кимрский район.

25.12.1969 – протоиерей Андрей Андронов, церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины, настоятель, п. Редкино, Конаковский район.

ЮБИЛЕИ В ДКАБРЕ 2018 

13.12.1968 – 50 лет – протоиерей Александр Рожок, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, с. Прямухино, Кувшиновский район.

26.12.1973 – 45 лет – протоиерей Игорь Грибанский, храм св. блгв. князя Александра Невского, настоятель, с. Алексейково, Лесной район, Бежецкая епархия.

27.12.1983 – 35 лет – диакон Максим Казван, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В ДЕКАБРЕ 2018 

06.12.2003 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Алексий Соловьев, церковь в честь Введения Богородицы во храм, настоятель, с. Кравотынь, Осташковский район

17.12.1993 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Андрей Миляев, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Тургиново, Калининский район

19.12.1988 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Алексий Сорочинский, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, г. Тверь 

20.12.1993 – 25 лет иерейской хиротонии – иеромонах Митрофан (Заридзе), монастырь Нило–Столобенская пустынь, д. Светлица, Осташковский район

31.12.2003 – 15 лет иерейской хиротонии – иерей Михаил Беляков, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Беле Кушали, Калининский район

Праздничные даты наших земляков, посвятивших свою жизнь служению Богу

 14 декабря – праздник Введения в храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это и день архиерейской хиротонии (1988) митрополита Виктора, Главы Тверской епархии, а затем митрополии в 1988-2018 гг. Напомним, что и другие памятные даты в биографии владыки Виктора тесно связаны с церковным почитанием Богородицы. Он родился 21 сентября 1940 г. – в праздник Рождества Богородицы, а 22 октября 1967 г. в праздник Ефесской/Корсунской иконы Божией Матери – был рукоположен в иеромонаха.

 12 декабря – память святителя Филарета, митрополита Московского. Он был великим церковным и государственным деятелем, совмещая в себе самые разнообразные качества: христианскую аскезу и высокий уровень образования, любовь к подчиненным и строгое отношение к себе. Этот праздник – день тезоименитства епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета. Будучи преподавателем Киевской духовной семинарии по кафедре Истории древней Церкви и Православия на Руси и заместителем заведующего заочным отделением КДАиС, он 21 декабря 2008 г. по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира ректором Киевских духовных школ архиепископом Бориспольским Антонием был пострижен в монашество с именем Филарет в честь святителя Филарета, митрополита Московского.

 Валерий1 140 лет иерейской хиротонии празднично отметил протоиерей Валерий Ильин, настоятель храмового комплекса с. Завидово Конаковского района. В этот торжественный день разделить радость праздника с юбиляром за Божественной литургией в Успенской церкви с. Завидово на совместную молитву собралось духовенство Тверской и Кашинской епархии.

Недавно отец Валерий отметил 70-летний юбилей со дня своего рождения. Батюшка принадлежит к тому поколению пастырей Церкви, которое вполне можно назвать героическим. Они прошли через советскую эпоху, выстояли в непростые 90-е годы и сейчас продолжают достойно светить, отдавая самих себя пастырскому служению и людям, которые во множестве стекаются к отцу Валерию, чувствуя его жертвенную любовь.

За четыре десятка лет своего священнического служения отец Валерий был лично знаком с тремя предстоятелями Русской Церкви, включая нынешнего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С покойным патриархом Алексием II отец Валерий общался еще в бытность его митрополитом Ленинградским и Новгородским. Митрофорный протоиерей Валерий Ильин и сейчас активный миссионер, замечательный краевед и историк, деятельный и очень общительный человек.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер