Диалог с мусульманином

ЧЕМУ УЧИТ ЕВАНГЕЛИЕ

Сегодняшнее российское общество является поликонфессиональным, в нем соседствуют представители разных религий, как традиционных, так и нетрадиционных. Кроме того, велик процент людей неверующих, считающих себя атеистами. Добрососедские отношения с представителями других конфессий – это то, чему учит нас Новый Завет. В притче о милосердном самарянине сам Христос показывает, что представитель другой религии (самаряне были крайне не любимы иудеями) может быть для нас в определенных жизненных ситуациях ближе, чем единоверец. В вопросах веры тот же Новый Завет учит нас быть твердыми в своем уповании и не уклоняться от него, являя своей жизнью учение Христово.

КРАЙНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Россия имеет богатый, многовековой опыт мирного сосуществования с мусульманами, хотя были в истории и не простые моменты.

Для православного христианина при бытовом общении с мусульманами рано или поздно встает вопрос, как быть в ситуации, когда возникают вопросы религиозного плана. Здесь мы можем наблюдать несколько вариантов поведения.

Первый, к счастью, не часто встречающийся, это агрессивные нападки на ислам, причем на крайне примитивном уровне и в оскорбительной манере. Такое «миссионерство» не принесет никакой пользы. Агрессия в сторону ислама заставляет носителей этой религии так же агрессивно реагировать на христианство и не слышать никаких доводов в его пользу. Поступая таким образом, наши единоверцы оказывают Церкви медвежью услугу. Целью общения должно быть раскрытие истинности христианства, а не показ своей пламенной ревности (ее лучше трансформировать в пост, молитву и чтение святых отцов).

Другая крайность – молчание и уход от разговора на тему религии. Не секрет, что мусульмане склонны эмоционально и горячо реагировать на критику своей традиции, и многие наши единоверцы попросту боятся обсуждать такие вопросы и благовествовать мусульманам истину. Такая трусость недостойна православного, здесь уместно вспомнить пример древних христиан, отдававших жизнь за проповедь Христа, да и в наши дни мы видим, как в Сирии современные христиане предпочитают смерть отречению от веры.

Рассматривая такого рода крайности в общении, мы можем сделать некоторые выводы, как же правильно выстраивать диалог с мусульманами о православии.

КАК ПРОВЕСТИ БЕСЕДУ

men businessНе стоит начинать беседу с тем, кто не хочет вас слушать, здесь нужен человек, который способен и готов к диалогу, который в душе хочет познать истину.

Прежде всего, чтобы правильно составить беседу с мусульманами, необходимо иметь некоторые базовые знания об исламе, его исторических, богословских и культурных корнях. Без этого адекватный диалог не получится. К сожалению, такими знаниями обладают немногие православные, да и современные мусульмане, к слову, часто сами плохо знают свою религиозную традицию. Кроме того, нужно помнить, что в этом диалоге мы должны разделять религиозный аспект и личностный, не нарушать культурные рамки, переходя на личные оскорбления.

В начале разговора будет правильным вспомнить об объединяющих моментах: единобожии, совместном почитании ветхозаветных пророков, нравственных идеалах. Знакомство с Кораном позволит вам напомнить собеседнику, что посланник Мухаммад с уважением отзывался о христианах: «Ты несомненно найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: «Мы – христиане!» [Коран 5:85-82] и наших о Писаниях: «И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей» [Коран 3:4].

Здесь не лишним будет пояснить мусульманину, что распространенное среди них убеждение, будто христиане, почитая Троицу, молятся трем богам, является заблуждением и христианин – такой же монотеист, как и мусульманин. Коран утверждает, что Троица у христиан – это Бог-Отец, Дева Мария и Христос, потому необходимо добавить, что такое толкование не соответствует действительности и никогда не соответствовало.

Для мусульманина свидетельства Нового Завета не являются стопроцентно авторитетными, они считают, наши Писания искажены. Это нужно учитывать, выстраивая диалог. Знание библеистики поможет вам указать исповедующему ислам, что существуют рукописи II века, содержащие отрывки из Евангелия, соответствующие сегодняшним текстам, что и подтверждает неискаженность нашего Писания. Касательно личности Господа нашего Иисуса Христа можно, пользуясь Кораном, показать, что Он непорочно зачатый Сын Божий, так как там написано, что Он рожден от Аллаха действием его духа: «Мы вдохнули в нее (Марьям) посредством Нашего духа и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров». [Коран 21:91].

Также мусульмане часто соблазняются, думая, что христиане молятся иконам как идолам. Знание догмата об иконопочитании поможет вам разъяснить, что такие мысли ложны. VII Вселенский собор, объясняя смысл иконопочитания, определил, что изображения должны быть везде, чтобы человек чаще вспоминал о Спасителе и образ иконы направлял наши мысли к Первообразу. При желании можно найти хорошие материалы, написанные опытными миссионерами, которые помогут вам правильно и уверенно вести подобный диалог.

УСПЕШНОСТЬ НАШИХ СЛОВ

Одним из условий успешности беседы будет отнюдь не ваше горячее желание заставить мусульманина признать вашу правоту. Ваша задача - быть услышанным, заставить человека задуматься, начать анализировать, заинтересоваться христианством.

Беседуя с мусульманином, вы должны также помнить, что ислам – религия ортопраксии (правильного действия), где вся жизнь расписана шариатом, и если ваши теоретические выкладки не подтверждены правильной жизнью во Христе, соблюдением Его заповедей, вы не будете правильно поняты, и все Ваши доказательства останутся пустым звуком.

Как есть недостойные православные, так есть и недостойные мусульмане, употребляющие, к примеру, алкоголь, несмотря на строгий запрет своей религии. В беседе будет не лишним объяснить, что неправильно, нечестиво ведущий себя представитель местного населения, как правило, не настоящий православный и лишь формально причисляет себя к таковым.

Не секрет, что привлекательность ислама для наших соотечественников как раз базируется не на знании богословия ислама, а на визуальном примере мусульман: «Не пьет, не курит, много работает, молится…». Вот что делает ислам привлекательным среди местного населения, особенно женской его части. К сожалению, именно представительницы слабого пола и переходят в ислам, выходя замуж за мусульманина. Следовательно, в случае с исламом даже более, чем с другими религиями, требуется миссионерство прежде всего делом, христианским образом жизни, следованием заветам своей веры, и лишь потом словом: «Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы тебя спрашивали о Нем».

Андрей Безруков,

заместитель председателя

Миссионерского отдела Тверской епархии

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В НОЯБРЕ 2018

08.11.1969 – протоиерей Виталий Казаченко, Николаевский Клобуков женский монастырь, г. Кашин.

09.11.1959 – иерей Олег Козлов, Крестовоздвиженская церковь Благовещенского женского монастыря, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

10.11.1954 – иерей Виктор Ковалек, Ольгин женский монастырь, с. Волговерховье, Осташковский район.

10.11.1984 – диакон Николай Березин, церковь в честь Пророка Илии, с. Селихово, Конаковский район.

12.11.1982 – диакон Сергий Валлит, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

13.11.1965 – протоиерей Николай Карпец, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Чамерово, Весьегонский район, Бежецкая епархия.

13.11.1987 – иерей Александр Колосов, храм Новомучеников и исповедников Российских, настоятель, п. Оленино, Ржевская епархия.

16.11.1965 – протоиерей Евгений Новиков, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия. 

17.11.1956 – протоиерей Василий Садженица, благочинный Бологовского округа с 1997 г., церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, г. Бологое.

19.11.1966 – протоиерей Георгий Беляков, церковь в честь образа Спаса Нерукотворного, настоятель, с. Спас, Торжокский район.

21.11.1964 – иерей Сергий Шибалов, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, с. Красное, Торжокский район.

23.11.1951 – протоиерей Сергий Масальцев, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, с. Кесьма, Весьегонский район, Бежецкая епархия.

24.11.1956 – протоиерей Владимир Сафронов,
Спасо-Георгиевская церковь, настоятель, с. Млево, Удомельский район, Бежецкая епархия.

28.11.1971 – протоиерей Ярослав Шведов, благочинный Бежецкого округа, Спасский кафедральный собор, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

29.11.1957 – игумения Феофилакта (Левенкова), Казанский женский монастырь, настоятельница, г. Вышний Волочек.

ЮБИЛЕИ В НОЯБРЕ 2018 

13.11.1963 – 55 лет – протоиерей Вячеслав Зернов, церковь в честь Рождества Христова, настоятель, с. Старое Сандово, Сандовский район, Бежецкая епархия

Zernov

15.11.1953 – 65 лет – иерей Владимир Большаков, церковь в честь Покрова Божией Матери, настоятель, с. Поведь, Торжокский район 

Bolshakov

16.11.1958 – 60 лет – иерей Александр Потросов, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, п. Ордынок, Жарковский район, Ржевская епархия 

Potrosov

19.11.1988 – 30 лет – иерей Петр Губанов, благочинный Удомельского округа, Князь-Владимирский собор, настоятель, г. Удомля, Бежецкая епархия

Gubanov

21.11.1963 – 55 лет – протоиерей Алексий Сорочинский, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, г. Тверь

Sorochinskii 2

21.11.1968 – 50 лет – протоиерей Михаил Ивлев, церковь в честь великомученика Георгия Победоносца, настоятель, с. Матвеево, Спировский район, Бежецкая епархия

Ivlev

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В НОЯБРЕ 2018 

08.11.1993 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Валентин Бонилья, церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятель, с. Вырец, Лихославльский район, Бежецкая епархия

Bonilya

09.11.1993 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Геннадий Савостьянов, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, с. Поречье, Бежецкий район, Бежецкая епархия

Savostyanov

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер