Диалог с мусульманином

ЧЕМУ УЧИТ ЕВАНГЕЛИЕ

Сегодняшнее российское общество является поликонфессиональным, в нем соседствуют представители разных религий, как традиционных, так и нетрадиционных. Кроме того, велик процент людей неверующих, считающих себя атеистами. Добрососедские отношения с представителями других конфессий – это то, чему учит нас Новый Завет. В притче о милосердном самарянине сам Христос показывает, что представитель другой религии (самаряне были крайне не любимы иудеями) может быть для нас в определенных жизненных ситуациях ближе, чем единоверец. В вопросах веры тот же Новый Завет учит нас быть твердыми в своем уповании и не уклоняться от него, являя своей жизнью учение Христово.

КРАЙНОСТИ В ОБЩЕНИИ

Россия имеет богатый, многовековой опыт мирного сосуществования с мусульманами, хотя были в истории и не простые моменты.

Для православного христианина при бытовом общении с мусульманами рано или поздно встает вопрос, как быть в ситуации, когда возникают вопросы религиозного плана. Здесь мы можем наблюдать несколько вариантов поведения.

Первый, к счастью, не часто встречающийся, это агрессивные нападки на ислам, причем на крайне примитивном уровне и в оскорбительной манере. Такое «миссионерство» не принесет никакой пользы. Агрессия в сторону ислама заставляет носителей этой религии так же агрессивно реагировать на христианство и не слышать никаких доводов в его пользу. Поступая таким образом, наши единоверцы оказывают Церкви медвежью услугу. Целью общения должно быть раскрытие истинности христианства, а не показ своей пламенной ревности (ее лучше трансформировать в пост, молитву и чтение святых отцов).

Другая крайность – молчание и уход от разговора на тему религии. Не секрет, что мусульмане склонны эмоционально и горячо реагировать на критику своей традиции, и многие наши единоверцы попросту боятся обсуждать такие вопросы и благовествовать мусульманам истину. Такая трусость недостойна православного, здесь уместно вспомнить пример древних христиан, отдававших жизнь за проповедь Христа, да и в наши дни мы видим, как в Сирии современные христиане предпочитают смерть отречению от веры.

Рассматривая такого рода крайности в общении, мы можем сделать некоторые выводы, как же правильно выстраивать диалог с мусульманами о православии.

КАК ПРОВЕСТИ БЕСЕДУ

men businessНе стоит начинать беседу с тем, кто не хочет вас слушать, здесь нужен человек, который способен и готов к диалогу, который в душе хочет познать истину.

Прежде всего, чтобы правильно составить беседу с мусульманами, необходимо иметь некоторые базовые знания об исламе, его исторических, богословских и культурных корнях. Без этого адекватный диалог не получится. К сожалению, такими знаниями обладают немногие православные, да и современные мусульмане, к слову, часто сами плохо знают свою религиозную традицию. Кроме того, нужно помнить, что в этом диалоге мы должны разделять религиозный аспект и личностный, не нарушать культурные рамки, переходя на личные оскорбления.

В начале разговора будет правильным вспомнить об объединяющих моментах: единобожии, совместном почитании ветхозаветных пророков, нравственных идеалах. Знакомство с Кораном позволит вам напомнить собеседнику, что посланник Мухаммад с уважением отзывался о христианах: «Ты несомненно найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: «Мы – христиане!» [Коран 5:85-82] и наших о Писаниях: «И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей» [Коран 3:4].

Здесь не лишним будет пояснить мусульманину, что распространенное среди них убеждение, будто христиане, почитая Троицу, молятся трем богам, является заблуждением и христианин – такой же монотеист, как и мусульманин. Коран утверждает, что Троица у христиан – это Бог-Отец, Дева Мария и Христос, потому необходимо добавить, что такое толкование не соответствует действительности и никогда не соответствовало.

Для мусульманина свидетельства Нового Завета не являются стопроцентно авторитетными, они считают, наши Писания искажены. Это нужно учитывать, выстраивая диалог. Знание библеистики поможет вам указать исповедующему ислам, что существуют рукописи II века, содержащие отрывки из Евангелия, соответствующие сегодняшним текстам, что и подтверждает неискаженность нашего Писания. Касательно личности Господа нашего Иисуса Христа можно, пользуясь Кораном, показать, что Он непорочно зачатый Сын Божий, так как там написано, что Он рожден от Аллаха действием его духа: «Мы вдохнули в нее (Марьям) посредством Нашего духа и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров». [Коран 21:91].

Также мусульмане часто соблазняются, думая, что христиане молятся иконам как идолам. Знание догмата об иконопочитании поможет вам разъяснить, что такие мысли ложны. VII Вселенский собор, объясняя смысл иконопочитания, определил, что изображения должны быть везде, чтобы человек чаще вспоминал о Спасителе и образ иконы направлял наши мысли к Первообразу. При желании можно найти хорошие материалы, написанные опытными миссионерами, которые помогут вам правильно и уверенно вести подобный диалог.

УСПЕШНОСТЬ НАШИХ СЛОВ

Одним из условий успешности беседы будет отнюдь не ваше горячее желание заставить мусульманина признать вашу правоту. Ваша задача - быть услышанным, заставить человека задуматься, начать анализировать, заинтересоваться христианством.

Беседуя с мусульманином, вы должны также помнить, что ислам – религия ортопраксии (правильного действия), где вся жизнь расписана шариатом, и если ваши теоретические выкладки не подтверждены правильной жизнью во Христе, соблюдением Его заповедей, вы не будете правильно поняты, и все Ваши доказательства останутся пустым звуком.

Как есть недостойные православные, так есть и недостойные мусульмане, употребляющие, к примеру, алкоголь, несмотря на строгий запрет своей религии. В беседе будет не лишним объяснить, что неправильно, нечестиво ведущий себя представитель местного населения, как правило, не настоящий православный и лишь формально причисляет себя к таковым.

Не секрет, что привлекательность ислама для наших соотечественников как раз базируется не на знании богословия ислама, а на визуальном примере мусульман: «Не пьет, не курит, много работает, молится…». Вот что делает ислам привлекательным среди местного населения, особенно женской его части. К сожалению, именно представительницы слабого пола и переходят в ислам, выходя замуж за мусульманина. Следовательно, в случае с исламом даже более, чем с другими религиями, требуется миссионерство прежде всего делом, христианским образом жизни, следованием заветам своей веры, и лишь потом словом: «Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы тебя спрашивали о Нем».

Андрей Безруков,

заместитель председателя

Миссионерского отдела Тверской епархии

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ИЮНЕ-ИЮЛЕ 2019

26.06.1970 – иерей Олег Туляков, женский монастырь Николо-Теребенская пустынь, п. Труженик, Максатихинский район, Бежецкая епархия.

26.06.1987 – диакон Алексий Юдин, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

01.07.1962 – протоиерей Геннадий Егоров, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Бологово, Андреапольский район, Ржевская епархия.

01.07.1967 – протоиерей Георгий Слободонюк, церковь страстотерпца царевича Алексия, настоятель, г. Бологое.

02.07.1961 – протоиерей Валерий Макаров, благочинный Ржевского городского округа, храм Новомучеников и исповедников Российских, настоятель, г. Ржев, Ржевская епархия.

03.07.1967 – иеродиакон Симеон (Козьминых), кафедральный собор в честь Оковецкой иконы Божией Матери, г. Ржев, Ржевская епархия.

04.07.1961 – игуменья Лариса (Лобанова), Христорождественский монастырь, настоятельница, г. Тверь.

04.07.1963 – протоиерей Андрей Лазарев, церковь Вознесения Господня, настоятель, г. Кимры.

04.07.1973 – протоиерей Димитрий Охичев, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Лошицы, Весьегонский район, Бежецкая епархия.

05.07.1952 – протоиерей Александр Будков, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Верхние Котицы, Осташковский район.

07.07.1971 – протоиерей Михаил Беляев, церковь в честь Лазаря Четверодневного, настоятель, г. Тверь.

13.07.1956 – диакон Юрий Куров, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», г. Торопец, Ржевская епархия.

13.07.1990 – иерей Сергий Губский-Борисов, Архиерейское подворье Вознесенский собор, г. Тверь.

15.07.1968 – протоиерей Роман Малинин, церковь в честь Воздвижения Креста Господня, настоятель, с. Селище, Селижаровский район.

16.07.1952 – протоиерей Геннадий Савостьянов, Свято-Троицкая церковь, настоятель, с. Поречье, Бежецкий район, Бежецкая епархия.

16.07.1972 – иеромонах Дорофей (Мохов), Крестовоздвиженская церковь, настоятель, с. Поводнево, Сонковский район, Бежецкая епархия.

16.07.1972 – иерей Олег Руденко, Христорождественский монастырь, г. Тверь.

19.07.1967 – иеромонах Нектарий (Андреев), Старицкий Успенский мужской монастырь, г. Старица.

27.07.1957 – архимандрит Амфилохий (Желябовский), благочинный 2-го Тверского округа, церковь Владимирской иконы Божией Матери, настоятель, г. Тверь.

28.07.1978 – протоиерей Сергий Домнин, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

31.07.1968 – иерей Алексий Брызгалов, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В ИЮНЕ-ИЮЛЕ 2019 

27.06.1984 – 35 лет – иерей Антоний Русакевич, благочинный II-го Калининского округа, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, п. Власьево, г. Тверь

28.06.1954 – 65 лет – протоиерей Александр Крюков, церковь в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская», настоятель, п. Белый Городок, Кимрский район

02.07.1979 – 40 лет – протоиерей Вячеслав Баскаков, храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Центре медицинской помощи им. В.П. Аваева, настоятель, г. Тверь.

09.07.1959 – 60 лет – протоиерей Георгий Белодуров, церковь в честь вмч. Никиты, настоятель, г. Тверь; собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, г. Тверь.

21.07.1984 – 35 лет – иерей Евгений Салимов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В ИЮНЕ-ИЮЛЕ 2019

25.06.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Геннадий Егоров, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Бологово, Андреапольский район, Ржевская епархия.

26.06.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Виктор Ковалек, церковь в честь преподобного Серафима Саровского, г. Тверь.

02.07.1979 – 40 лет иерейской хиротонии – протоиерей Вадим Парахин, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк.

02.07.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Димитрий Курдюков, церковь в честь вмч. Георгия Победоносца, настоятель, г. Тверь (мкр. Мамулино).

13.07.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – игумен Иов (Тараканов), Воскресенский кафедральный собор, регент архиерейского хора, г. Тверь.

16.07.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Алексий Глазков, церковь Рождества Богородицы, г. Тверь.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер

yul