ПОИСК ПУТИ: ЧАСТЬ 3

Олег Жуленко – программист, многолетний прихожанин Воскресенского кафедрального собора г. Твери. За труды на благо Церкви награжден Архиерейскими грамотами, медалью святителя Симеона, первого епископа Тверского, орденом преподобного Андрея Рублева III степени.

По просьбе нашей газеты он рассказывает, как чувствует себя интеллигент в современной Церкви.

О СКУКЕ НА МОЛИТВЕ

Мне незнакомо психо-эмоциональное состояние, называемое «скука». Проще говоря, мне, как теперь принято говорить, «по жизни» никогда не бывает скучно. В храме во время богослужения меня не оставляет чувство вовлеченности в происходящее. Я не люблю театр, но бывал там, даже работал монтировщиком декораций и чувствовал вовлеченность в игру. Но все это происходило между зрителями и актерами. Во время богослужения не так: все происходит между нами, служащими и молящимися и Богом. Это настолько явственно, живо и страшно, что не оторвешься. Какая уж тут скука!

ЧИН ДЛЯ МИРЯН

Дома иначе, но я стараюсь никогда не «вычитывать» домашнее правило. Приходилось немного потрудиться в поисках тех молитвословий, которые мне хотелось раз за разом читать. Теперь совершение пусть даже краткого, но законченного богослужения чином для мирян очень воодушевляет.

Все время крутится в голове – «Иисусе Сладчайший, спаси нас грешных». Совет: ищите текст канона (Интернет ведь не только на то, что­бы в сетях путаться), плюс «обычное начало» и вот уже «Во глубине постла иногда…». И во славу Божию.

СКОРБИ ОТ ОБРАЗОВАННОСТИ

Образование, в особенности, университетское, это не профессия. Это, по-моему, процесс формирования личности, характера, особого склада и строя. Поэтому так важно не ошибиться с выбором. Что же касается возможности конфликта веры и образованности, то всякий знает, «что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Человеку образованному «достаточно» не тесно в своем мифологизированном мире. Человек, непрестанно образовывающийся, рушит в себе одни мифы и созидает другие. От того и скорбь. Если «само-образованец» ищет Истину, то Господь, взирая на его труды, открывается ему в той мере и степени, в какой человек способен принять. Полагаю, что это один из множества путей к Богу.

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЗАКОНОМ И ВЕРОЙ

А вот с профессиональной деятельностью, будь она научная или коммерческая, сложней. И здесь конфликта не избежать. Особенно, если человек молодой и стремится развиваться в своей профессии. Очень быстро он окажется в ситуации выбора: жить ли ему по заповедям или принять 30 сребреников и жить как все «нормальные» люди. Российский капитализм, в нравственном отношении, ничем не отличается ни от какого другого. Я очень сочувствую нашей христианской молодежи. Разрыв между «законным» и «этичным», на мой взгляд, все увеличивается. И полагаю, что каждый из нас, из тех, кто сделал свой выбор и «кто думает, что он стоит», должен разделять трудности нашей молодежи.

ЧТО ТАКОЕ РУССКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Можем ли мы уберечь молодых от современной массовой культуры (точнее, антикультуры, точнее антихристианской) или придется смиряться с выбором ими другого, не русского образа жизни?

Ох, какой сложный вопрос! Ученый люд, «доценты с кандидатами», диссертации и монографии пишут на подобные темы. Оставлю им это удовольствие.

Я не очень представляю, что такое традиционный русский образ жизни варианта 2018 года. Да и для начала прошлого века тоже затруднюсь дать описание. У русского дворянства он был одним, у мещан – иным, у купечества (в значительной своей части старообрядческого) – третьим. Что уж говорить о крестьянстве и о «нарождавшемся рабочем классе»?

Думаю, что есть два основных образа жизни: прилаживание христианства к изменяющимся обстоятельствам и прилаживание обстоятельств к христианству. Мне бы хотелось, чтобы молодые люди решились идти вторым путем. Потому как первый, я полагаю, погибельный. А прибавить решимости им может только живой пример. Прежде всего родительский.

«МНЕ ТОЖЕ ТРУДНО»

Жизнь, в особенности современная, не воздушный бой, здесь принцип «делай, как я» не работает. И у каждого из нас, и у молодых людей, и у маленьких детей своя личная невидимая брань. И своей жизнью каждый может сказать своему близкому: «Крепись, я рядом, мне тоже трудно, я тоже бьюсь с ними».

Ну, и если что-то удалось – поделиться «секретами» так, как это делали любимые и приснопоминаемые нами архимандриты Кирилл (Павлов) и Иоанн (Крестьянкин). Мне, скажем, трудно представить кого-либо из них у экрана телевизора за просмотром «ток-шоу» или «сериальчика» и это помогает мне удерживаться от искушения. А не удержавшись, горько сожалеть о утраченном мире и душевном равновесии.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ИЮЛЕ 2018

16.07.1952 – протоиерей Геннадий Савостьянов, церковь Святой Троицы, настоятель, с. Поречье, Бежецкий район, Бежецкая епархия.

16.07.1972 – иеромонах Дорофей (Мохов), Крестовоздвиженская церковь, настоятель, с. Поводнево, Сонковский район, Бежецкая епархия.

16.07.1972 – иерей Олег Руденко, Христорождественский монастырь, г. Тверь.

19.07.1967 – иеромонах Нектарий (Андреев), Старицкий Успенский мужской монастырь, г. Старица.

21.07.1984 – иерей Евгений Салимов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.

27.07.1957 – архимандрит Амфилохий (Желябовский), благочинный 2-го Тверского округа, церковь Владимирской иконы Божией Матери, настоятель, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ В ИЮЛЕ 2018 

28.07.1978 – 40 лет – протоиерей Сергий Домнин, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь

Домнин

31.07.1968 – 50 лет – иерей Алексий Брызгалов, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия

Алексий БРЫЗГАЛОВ

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер