ЛЮДИ И СВЯТЫНИ

Как встречают ковчеги с мощами в других российских епархиях

Протоиерей Сергий Домнин, клирик Воскресенского кафедрального собора г. Твери

DSC 1501

– Какие святыни и куда вы возили?

– Являясь духовником молодежного отдела Тверской епархии, с 2012 года я сопровождаю святыни, которые приносятся в другие епархии в рамках Международной духовно-просветительской программы «Духовная связь». Мы посетили 88 епархий. Лично я – 80, поскольку святыни сопровождали священники и из других епархий. Мы были в самой западной части нашей страны, в Калининграде, были на юге, в Новороссийске, Геленджике, на севере доезжали до Архангельска, на востоке – до Иркутска, были в Забайкалье. Остались неохваченными только Дальний Восток и Крайний Север.

Мы привозили ковчеги с частицами мощей святителя Иоанна Шанхайского, Новомучеников и исповедников Российских, блаженной Матроны Московской.

Если святитель Иоанн Шанхайский считается наиболее почитаемым святым Зарубежной Православной Церкви в XX веке, то Матронушка относится к числу наиболее почитаемых святых здесь у нас, в пределах Московского Патриархата.

– Как организован перевоз мощей?

– Мы опираемся на благословение священноначалия. Святыни перевозили с почетом, любовью, молитвой в наземном транспорте. Самолет использовался только в крайних случаях. Например, в Калининградскую епархию не было возможности доставить святыню наземным путем из-за пересечения границ. А по России, как правило, нанимается специальный автомобиль. Разрабатывается маршрут, согласовывается на уровне Патриархии, на что уходит около полугода. И по очереди заезжаем во все города. Таким образом за три месяца мы доехали до Томска, до Абакана (Хакасия).

Сегодня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла принесение святынь в епархию уже является особым мероприятием, которое требует согласования с очень многими инстанциями синодального уровня. Есть специальная комиссия по принесению святынь.

Как встречают люди святыни?

– Конечно, сегодня огромное количество людей достаточно мобильны, они могут съездить в Москву, за границу, но сколько людей бедных, обездоленных, нищих, больных, ограниченных физически, для которых принесение святынь является лучом света в их обыденной жизни. Это заставляет их души встрепенуться, становится для них настоящим праздником. А если им еще и расскажут о святыне, о святых, если будет не просто очередь к мощам, если волонтеры раздадут дополнительные материалы, если будут встречи и беседы, через это реализуется огромный миссионерский потенциал. Большое количество людей, которые приходят к святыне, незрелы с духовной точки зрения. Они идут зачастую с какими-то житейскими, простыми просьбами недуховного порядка. Но именно здесь нам предоставляется возможность поговорить с ними о духовном и уже поднять их хоть на какой-то более высокий уровень, помочь им в следующий раз прийти не просто поклониться святыне, а исповедоваться и причаститься.

Всегда, когда приносятся мощи, спрашивают: какие были чудеса?

– В рамках наших поездок некоторые города мы посещали дважды, с перерывом, например, в два года. Поразило, когда приехав спустя два года, мы видели, как в декабре месяце на улице у церковных ворот люди стояли в очереди с детьми на коленях в снегу. Притом, что двигалась очередь достаточно медленно. Одна пара рассказала, что в прошлый раз, когда здесь были мощи Матроны, они просили, чтобы Господь даровал им ребенка, и их родительское желание исполнилось. Вы знаете, сколько маленьких Матрон мы видели в этих очередях! От ворот до храма и в самом храме люди ползли к ковчегу в знак благодарности. Это было проявление удивительной веры.

Иногда критики говорят: вот, посмотрите, стоит толпа людей, которые просто просят о богатстве… Когда я увидел в очереди беременную женщину, я подошел и спросил:

– Зачем вы стоите такую очередь, давайте я вас проведу?

– Нет, – ответила она. – Я буду стоять здесь в любую погоду, потому что я просила у Бога ребенка, и вот я беременна и чувствую себя прекрасно.

Это удивительно. Казалось бы, человек невоцерковленный, а у него такая твердость и понимание того, что приход к святыне должен сопровождаться каким-то духовным подвигом, жертвенностью.

Про святителя Иоанна Шанхайского мне рассказывали несколько удивительных историй. Одна из них. В Ейской епархии была женщина, которая, как многие в 90-е годы, уехала за границу в поисках «счастья». Жила в Австралии и несколько месяцев не могла устроиться на работу. В итоге ей приснился старец, который сказал:

– Завтра тебе предложат работу, но ты не бойся, иди.

Компания известная, но стажа за границей у женщины не было, да и язык не вполне хорош. Если бы не сон, не решилась сюда обратиться. Когда она пришла на собеседование, человек, который ее встретил, начал говорить по-русски. Оказалось, это сын или внук кого-то из эмигрантов первой волны. Он сказал, что она им подходит, а по профессии они ее «подтянут». Выходя, она увидела на двери фотографию того самого старца из сна. Обомлела и спрашивает:

– Кто это?

– Святитель Иоанн Шанхайский.

Это стало ее первым шагом к вере. «Я стала православной в Австралии», – как она говорила.

Иногда нас спрашивают: зачем вы людей собираете в храмы для поклонения святыням? Думаю, если уж в Австралии люди приходят к православию по молитвам святителя Иоанна, то неужели святыня, привезенная в наш российский храм, не поможет? Та женщина несколько лет проработала в Австралии, воцерковилась, а в итоге сказала:

– Что я здесь забыла? Поеду-ка я на родную православную Русь.

А эти чудеса как-то фиксируются?

– Епархиальный отдел по делам молодежи в лице руководства поддерживает связь с храмом святителя Иоанна в Америке, также протоиерей Роман Манилов, настоятель храма святителя Иоанна Шанхайского в Твери, приглашает на встречи священников из Америки, в рамках этих контактов мы и передаем информацию.

Вы побывали в 80 епархиях. Наши, тверские верующие, отличаются чем-то от томских, абаканских и прочих прихожан?

– Господь везде един. И везде люди с радостью и благоговением приходят, чтобы поклониться святыне и помолиться.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ИЮЛЕ 2018

16.07.1952 – протоиерей Геннадий Савостьянов, церковь Святой Троицы, настоятель, с. Поречье, Бежецкий район, Бежецкая епархия.

16.07.1972 – иеромонах Дорофей (Мохов), Крестовоздвиженская церковь, настоятель, с. Поводнево, Сонковский район, Бежецкая епархия.

16.07.1972 – иерей Олег Руденко, Христорождественский монастырь, г. Тверь.

19.07.1967 – иеромонах Нектарий (Андреев), Старицкий Успенский мужской монастырь, г. Старица.

21.07.1984 – иерей Евгений Салимов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.

27.07.1957 – архимандрит Амфилохий (Желябовский), благочинный 2-го Тверского округа, церковь Владимирской иконы Божией Матери, настоятель, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ В ИЮЛЕ 2018 

28.07.1978 – 40 лет – протоиерей Сергий Домнин, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь

Домнин

31.07.1968 – 50 лет – иерей Алексий Брызгалов, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия

Алексий БРЫЗГАЛОВ

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер