ЗАГАДКИ древнего монастыря

Антоний1

Так сложилось, что многовековая история Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря оказалась скрыта от нас бурной исторической деятельностью предшествующих поколений. Сегодня мы по крупицам собираем сведения по истории обители, некогда направлявшей и поддерживавшей духовную жизнь земель Бежецкого Верха. Археологические изыскания, проводившиеся на территории монастыря в 1990-е годы, доказали, что Николаевский Антониев монастырь возник в XV в. (были обнаружены монашеские захоронения этого периода) . А вопрос о том, кем был его основатель, до сих пор относится к историческим загадкам.

2

Единственным известным источником, упоминающим имя преподобного Антония (Краснохолмским он станет только с конца XVIII в.) как реального исторического лица, содержащим в себе биографические сведения, хотя и полулегендарные, описывающим возможные деяния, является «Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря…» (опубликован в 1879 г.). Из «Летописца», написанного в 1686–1687 гг. в стенах монастыря одним из монастырских книжников, прп. Антоний известен как основатель единственной на территории Бежецкого Верха монашеской общины, первый устроитель монастыря для этой общины. Монастырь сохранился до наших дней (храмы разрушены, на территории установлен поклонный крест в 2005 г., действует Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье с 2013 г., возведена в 2017 г деревянная часовня во имя святителя Николая).

3

Антоний назван в «Летописце» «священноиноком», «пустынножителем», «старцем», «строителем», «началоздателем», пришедшим в Бежецкий Верх в 1461 г. «из страны, нарицаемыя человеческими глаголы Белозерския» (монастырь, из которого он пришел, неизвестен). Нигде в тексте «Летописца» Антоний не назван игуменом монастыря или святым основателем, отмечается только «богоподвижность» и «богоугодность» его жития, хотя обитель называется «святой». Очевидно, для братии монастыря он был почитаемым подвижником-основателем, но автор «Летописца», возможно, намеренно не называет Антония святым, боясь допустить в столь важном вопросе ошибку.

«Летописец» сообщает, что Антоний после болезни почил и «погребен бысть собранною им братиею честне в том Антоновом монастыре» в 1481 г., но не называет места погребения строителя. Видимо, оно не было известно монахам в конце XVII в. Предположительно, захоронение оказалось «под спудом» (было закопано глубоко в земле) в результате частого разорения Бежецкого Верха в период Смутного времени, и именно из-за этих событий было утрачено. В XIX в. игумен Анатолий (Смирнов) высказал мнение, что над предполагаемым местом захоронения прп. Антония в 1690 г. была возведена церковь во имя Всех Святых. В настоящее время в научной литературе принята эта точка зрения, хотя в ходе археологической экспедиции А.М. Салимова 2008 г. мощей прп. Антония там обнаружено не было.

4

Преподобный Антоний Краснохолмский является местночтимым святым в Бежецкой и Весьегонской епархии. Это означает, что он изначально «почитался усопшим подвижником» и, скорее всего, только в основанном им монастыре. Однако следов такого почитания в ранних монастырских источниках (они относятся к XVI в.) не выявлено. Известные рукописные и печатные месяцесловы до конца XVIII в. также не упоминают о памяти прп. Антония Краснохолмского. Память его как преподобного отца внесена между строк только в трех старообрядческих рукописных святцах, изученных петербургским исследователем А.А. Романовой.

Один из источников (наиболее ранний), датируемый XVIII в., имеет записи на полях, относящиеся к началу XIX в., где Антоний упомянут как преподобный Краснохолмский. К началу XIX в. относятся и записи на полях одного из сохранившихся монастырских синодиков (1681 г.), где Антоний назван преподобным и основателем обители (ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 166. Л. 25). В записках историка М.П. Погодина (1841 г.) отмечается, что «монастырь называется Антониевским, но когда он построен, кто был этот основатель Антоний, где жил, когда скончался, и где погребен, неизвестно. Лишь только хранится в народе память об его добродетелях, и жители ходят служить по нем панихиды». С начала XIX в. имя прп. Антония Краснохолмского упоминается в различных изданиях, посвященных святым угодникам Божиим, среди которых «Словарь исторический о святых…» Д.А. Эристова (1836), «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно…» архиепископа Филарета (Гумилевского) (1861), «Исторический словарь о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» (1862) и другие. Есть основания полагать, что источником сведений о прп. Антонии для большинства этих изданий послужила пространная историческая справка о Николаевском Антониевом монастыре в «Истории Российской иерархии» архимандрита Амвросия (Орнатского) (1812), написанная на основе монастырских документов, и, прежде всего, «Летописца».

Ко второй половине XIX в. относится и немногочисленная иконография прп. Антония Краснохолмского. Самая ранняя – фресковое изображение прп. Антония 1860-х гг. в медальоне на своде бежецкого храма Иоанна Богослова (недействующий). В Бежецке предположительно сложилась особая иконописная традиция изображения прп. Антония.

5

Сегодня мы можем говорить о том, что почитание Антония Краснохолмского как подвижника благочестия начинается с конца XVII в., а как преподобного - не ранее конца XVIII в. Прп. Антоний Краснохолмский официально входит в собор Тверских святых. Память его совершается в день памяти прп. Антония Великого 17 (30 н. ст.) и в соборе Тверских святых, в первое воскресенье после праздника святых апостолов Петра и Павла. Скептики, пожалуй, спросят: «А был ли Антоний, раз он известен только по позднему монастырскому «Летописцу»? Наука отвечает: сохранился письменный источник, который позволяет говорить, что монастырь носил имя своего основателя уже к началу XVI в. Наиболее ранний документ, упоминающий монастырь как Антониев, обнаруженный в РГАДА московским исследователем А.Е. Тарасовым, – «Выкупная запись Серко Федорова сына Олвсофиева и Семена Дмитриева сына Олвсофиева на «[пол]овину деревни Медведева у игумену у Енатия з братиею ωнтонова монастыря» 1545/1546 г. Поскольку церквей, которые были бы посвящены прп. Антонию Великому или какому-либо другому святому Антонию в монастыре не было (по источникам не прослеживаются), логичнее предположить, что наименование монастыря сохранило имя своего основателя.

Так это обстоятельство воспринималось и в конце XVII в. автором «Летописца»: «Той преждеупомянутый строитель, священноинок, зовомый именем Антоний, по богоугодному житию, учинися того Богом спасаемого места наставник и строитель и нача нарицатися то святое богоустрояемое место по имени того преждеупомянутаго отца и началоздателя, старца именем Антония…». В сохранившихся документах монастырского архива XVI в. чаще встречается самоназвание «дом Николы Чудотворца», реже – «Онтонов (Антонов) монастырь», или «дом Николы Чюдотворца Онтонов монастырь». Наименование монастыря Антониевым позволяет говорить о памяти и монастырском почитании основателя монастыря. Для Средневековья наименование монастыря не могло быть случайностью, поскольку тогда, как отмечает исследователь А.Г. Мельник, «монастырь и его святой в значительной степени отождествлялись.

 

НЕИСТЛЕВАЮЩЕЕ СОКРОВИЩЕ

Старинные монастыри издревле хранили в недрах своих «книгохранилищных палат» «неистлевающее» сокровище – слова и поучения о жизни и деяниях Христа, его святых и своих благочестивых предков: рукописные книги, летописи, жития, грамоты, уставы, завещания и т.д., освященные многовековыми духовными традициями православия и жизнью предшествующих поколений, из которых извека в век черпались знания о спасении души с памятованием слов Христа «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21).

На древней Бежецкой земле стоит изувеченный истекшим веком «дом Николы Чудотворца Антонов» или Николаевский Антониев монастырь. Многократно разоряемый в XVII в. и окончательно разрушенный в годы советской власти, он утратил многие из своих «неистлевающих» сокровищ, лишь незначительная часть которых осела в Государственном архиве Тверской области (ГАТО) и Тверском государственном музее (ТГОМ). Одной из таких утрат стал монастырский «Летописец», написанный в первой половине 1687 г. монастырским книжником.

«Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию от великих князей и боляр и прочих благодетелей», таково его полное название, — единственный известный письменный исторический источник, который повествует об устроении монастыря, фрагментарно о раннем периоде его истории (XV—XVI вв.) и об основателе обители прп. Антонии Краснохолмском. Документы, лежащие в основе летописного повествования, неизвестны; многие упоминаемые события вызывают сомнения и вопросы;текст памятника известен только по печатным публикациям, подготовленным с поздних монастырских копий тверским исследователем и краеведом А. К. Жизневским и издателями «Исторической библиотеки» Тверской епархии в 70-е гг. XIX в. Подлинная рукопись конца XVII в., отправленная из монастыря ещё в 1778 г.в Тверскую духовную консисторию по приказанию епископа Тверского и Кашинского Арсения (Верещагина) (1775—1783), и две копии XVIII в., сделанные в самом монастыре с подлинника, и о которых мало что известно, затерялись где-то во времени и пространстве и в настоящее время считаются утраченными. Поэтому у исследователей монастырский «Летописец», представленный до недавнего времени только двумя поздними печатными копиями, вызывает особый интерес.

Работая с московским коллегой в течение пяти лет над изучением «Летописца», мы не раз увлекались мечтой найти хотя бы следы подлинной рукописи или сами рукописные копии XVIII столетия, чтобы иметь возможность хоть сколько-то приблизиться к первоначальному тексту  архетипу «Летописца». Как говорил герой детской приключенческой повести Сергея Голицына «Сорок изыскателей» Номер Первый, музейный работник и любитель-краевед: «Всё надеюсь: а вдруг блеснёт золото, и я вытяну хоть фразу об интересном историческом факте, хоть туманный намёк на такой факт». Тот, кто ищет, найдёт!

Попавшееся мне на глаза незначительное упоминание о какой-то неизвестной копии «Летописца» в книге тверского краеведа А. Н. Головкина (которую мне любезно предоставил бежецкий краевед В. Н. Сорокин, мой давний и хороший друг) не могло не заинтересовать увлеченных своим делом исследователей, тем более что А. Н. Головкин своей находке должного значения не придал, лишь упомянул о ней и ее местонахождении, следуя за архивными записями на деле и на последней странице рукописи (Головкин А. Н. Помнят стены монастыря. Тверь, 2016. С. 7). Без долгих раздумий мой коллега А. Е. Тарасов одним холодным декабрьским днем 2016 г. отправился из гостеприимной предновогодней Москвы в Тверь, в Государственный архив Тверской области, знакомиться с неизвестным документом. К этому моменту у меня для него уже был собран «багаж»: различные заметки из разных источников об известных копиях «Летописца», ссылки на различные архивные документы ГАТО, в которых он упоминается. Вооруженный знаниями, мой московский коллега преступил к работе. В результате нам удалось сделать весьма необычное открытие: были обнаружены сразу два разновремённых (об этом свидетельствовал и внешний вид документов, особенности почерков, и конечно, знаки на бумаге) рукописных списка «Летописца» XIX века. О том, что в руках необычайной ценности документы, стало понятно сразу: впервые обнаружены рукописные тексты «Летописца»! И в этом была загадка  о том, что такие копии есть, до сих пор никто не знал. Во всяком случае, в литературе мне ни разу не доводилось встречать упоминания о рукописных текстах-копиях, сделанных с «Летописца» в XIX в. Если один документ впервые смотрел до нас только один исследователь  краевед А. Н. Головкин (он обнаружил рукопись в ГАТО в феврале 2016 г.), то второй с 1989 по 2003 г. просмотрело восемь профессиональных учёных. Но никто не обратил внимания, что в руках у них были списки с монастырского «Летописца», хотя хорошее знание текста позволило А. Е. Тарасову практически с первого же прочтения установить этот факт.

Последующее детальное изучение документов показало, что оба списка были сделаны непосредственно в обители, скорее всего, монастырскими переписчиками (документы написаны разными почерками по фрагментам) для каких-то внутренних нужд (мы имеем дело с черновыми вариантами списков) с одного источника  монастырской копии XVIII в. (это показал анализ всех известных к настоящему моменту копий текста). Один список датируется 40-ми годами (по филиграни на бумаге), другой  кон. 50-х – нач.70-х гг. XIX в. (штемпель на бумаге; в 1879 г. вышли печатные издания текста, сделанные с разных копий монастырского «Летописца»). Причины и обстоятельства создания обнаруженных списков XIX в. установить пока не удалось, скорее всего, обе копии были сделаны независимо друг от друга, поскольку связей между ними не прослеживается. Тем не менее, найденные рукописные списки представляют собой особую историческую ценность. Они не только передают текст одной из монастырских рукописей XVIII в., позволяют судить о ней (а тексты обоих рукописных списков имеют отличия от известных печатных изданий!), но и являются небезынтересными продуктами своего времени (рукописи любопытны в филологическом отношении), отражая стиль восприятия (орфография, пунктуация, определение абзацев) и отношения (описки, исправления, неточности в передаче текста) к древним рукописям, их содержанию как со стороны переписчиков XIX в., так и самого Николаевского Антониева монастыря к своему историческому наследию.

Обнаруженные рукописные списки «Летописца» открывают новые возможности в изучении этого интересного памятника позднего Средневековья. Все сделанные нами наблюдения над найденными текстами были представлены А. Е. Тарасовым (МГУ) в докладе "Неизвестные списки «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева Монастыря»" на научно-практической конференции «Времён связующая нить», которая прошла в Бежецке 29 апреля 2017 года. По факту конференции этим летом был выпущен сборник материалов, в который вошла развернутая научная статья о найденных списках.

Главная же ценность неизвестных списков «Летописца» в том, что они есть зримое свидетельство  потребности верующей души черпать спасение, находя образцы и примеры для подражания в историческом прошлом, которое бережно сохранялось монастырскими переписчиками на протяжении веков (и XIX век в этом отношении не стал исключением). Прошлое с его  дивными образцами духовного подвижничества и благочестия предков, зафиксированное в рукописных документах, и есть неистлевающее сокровище.

Что еще почитать о «Летописце»:

1) Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей// Историческая библиотека Тверской епархии. Т.I. Тверь, 1879. С.333– 345.

2) Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей// Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879. С.66– 73.

3) Каган М. Д., Охотина Н. А. Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей и боляр и прочих благодетелей // Словарь книжников и книжности Древней Руси / Под ред. Д. С. Лихачева. СПб., 1993. Вып. 3: XVIIв. Ч. 2: И– О. С. 263 – 267.

4) Исаков В. З. Летописец об основании Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Памятники литературы Древней Твери. Тверь, 2002. С. 143 – 146, 248 – 252.

5) Тарасова Н. П. «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря» как исторический источник // Проблемы исторического регионоведения: Сборник научных статей / Отв. ред. проф. Ю. В. Кривошеев. СПб., 2012. Вып. 3. С. 179–189 (https://vk.com/club30629521);

6) Тарасов А. Е., Тарасова Н. П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. [Электронный ресурс] // Исторические исследования: электронный журнал Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. М., 2016. № 5. С. 223–245. Режим доступа: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/.. (дата доступа: 08.12.2016).

7) Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. Неизвестные списки "Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря" // "Времён связующая нить" (историко-краеведческий альманах "Бежецкий край"): Сборник докладов и выступлений на научно-практической конференции, посвящённой 880-летию первого упоминания Бежецка в исторических источниках. 29 апреля 2017 г. Бежецк, 2017. №16 . С. 21 - 35.

Тарасова Наталья, историк,

Санкт-Петербург

Юбиляры

ПОЗДРАВЬТЕ БАТЮШЕК В ДЕКАБРЕ 2020

Дни рождения

01.12.1961 – протоиерей Константин Чайкин, благочинный Ржевского районного округа, Вознесенский собор, настоятель, г. Ржев, Ржевская епархия.

02.12.1987 – иерей Игорь Киричук, Успенский храм, г. Вышний Волочек.

08.12.1987 – диакон Алексий Хомутов, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

13.12.1968 – протоиерей Александр Рожок, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, с. Прямухино, Кувшиновский район.

14.12.1971 – протоиерей Валентин Бонилья, церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятель, с. Вырец, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

16.12.1966 – протоиерей Андрей Копач, благочинный Андреапольского района, Иово-Тихоновская церковь, настоятель, г. Андреаполь, Ржевская епархия.

16.12.1966 – протоиерей Олег Маскинский, Вознесенская церковь, г. Кимры.

16.12.1977 – игумен Димитрий (Севостьянов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, Осташковский район.

18.12.1971 – иеромонах Фаддей (Пестов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, Осташковский район.

19.12.1982 – иерей Сергий Лапшин, церковь в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца в Красной Слободе, г. Тверь.

22.12.1946 – иерей Евгений Антонов, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», п. Власьево, г. Тверь.

24.12.1956 – протоиерей Игорь Остаев, церковь в честь иконы Божией Матери «Смоленская», настоятель, с. Ильинское, Кимрский район.

26.12.1973 – протоиерей Игорь Грибанский, храм Святой Живоначальной Троицы, настоятель, с. Лесное, Бежецкая епархия.

27.12.1983 – иерей Максим Казван, церковь вмч. Никиты Готфского, настоятель, г. Тверь.

Юбилеи ДР

06.12.1965 – 55 лет - протоиерей Владимир Мужичковский, благочинный храмов Калязинского округа, церковь в честь Вознесения Господня, настоятель, г. Калязин.

07.12.1975 – 45 лет - иерей Алексий Брагин, церковь святителя Николая Чудотворца, с. Старый Погост, Калининский район.

Юбилеи хиротоний

10.12.1990 – 30 лет – иерей Иоанн Казюра, Вознесенский Оршин женский монастырь, г. Тверь,
клирик.

14.12.2005 – 15 лет – иерей Роман Иванов, храм в честь сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского г. Тверь, церковь в честь Николая Чудотворца в Никола Боре, Торжокский район, церковь
в честь Покрова Божией Матери в Раменье, Торжокский район, настоятель.

18.12.2000 – 20 лет – протоиерей Алексий Молостов, церковь в честь святителя Николая Мирликийского, чудотворца в Новинках, Калининский район, церковь в честь иконы Божией Матери «Тучная Гора»
в Заволжском, Калининский район, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в д. Избрижье, Калининского района, настоятель.

20.12.2000 – 20 лет – игумен Димитрий (Севостьянов), Нило-Столобенская пустынь Осташковский р-н, клирик.

20.12.2005 – 15 лет – протоиерей Валерий Баранов, церковь в честь вмч. Димитрия Солунского в Новом Семеновском, Калининский район,
настоятель.

24.12.2000 – 20 лет – протоиерей Алексий Егоров, Воскресенский кафедральный собор г. Кашин, ключарь, председатель приходского совета.

28.12.1975 – 45 лет – иеродиакон Адриан (Петров), монастырь Николо-Теребенская пустынь, клирик, п. Труженик, Максатихинский район, Бежецкая епархия.

28.12.2010 – 10 лет – диакон Андрей Филиппов, Вознесенский Оршин женский монастырь, г. Тверь, клирик.

28.12.1980 – 40 лет – протоиерей Георгий Белоусов, заштатный священник Тверской епархии.

Свежий номер

 dekabr