Я - православный

Протоиерею Николаю Алексееву, благочинному Торжокского округа, настоятелю церкви в честь Архангела Михаила г. Торжка 22 мая исполняется 60 лет.
В преддверии юбилея мы побывали у о. Николая в гостях, где он поделился с нами своими мыслями о жизни и вере современного человека в церкви.

- Чем отличаются и отличаются ли люди, которые исповедуют разные религии? Православный - от сектанта, православный - от католика?

 - Безусловно, отличаются. Религия откладывает большой отпечаток на ментальность, на нравы людей. Более того, мы знаем определение нации - это общность земли, людей, языка, религии. Есть такие народы, у которых нет ни языка, ни общей территории, а есть одна религия, например, евреи, они остаются полноценной нацией. Религия в этом отношении имеет очень большое значение. И разные народы в силу своих религиозных воззрений отличаются, например, мусульмане, протестанты и католики. Даже в пределах одной нации, например, прусаки и баварцы (Германия), есть большая разница.

 - В наши времена, когда у многих людей смутное представление о Церкви, появляется большое количество движений, склонных к сектантству. Чем отличается настоящий сектант от настоящего православного?

 - Это, как правило, не просто недоброжелательство, а ненависть к Церкви. Даже родственные нам старообрядцы, беспоповцы (федосеевцы, филиповцы) отличаются большой ненавистью к православной церкви, не говоря о иеговистах, которые считают нас сатанистами.

- Есть ли у современной России национальный герой?

 - Возможно, меня начнут критиковать, но развал страны предотвратил В.В. Путин. Благодаря ему мы живем в единой стране.

- Чего нужно бояться православному русскому человеку?

 - Православному русскому человеку нужно бояться прежде всего греха, нарушения заповедей, Закона Божьего. В связи с этим хочется привести пример русских святых. С деятельности преподобного Сергия Радонежского началось возрождение русского государства. Когда он уходил на Маковец, он не думал о величии России, о многочисленном войске, его целью была молитва за наш народ. Он стал настолько великим святым, что, пишет В.О. Ключевский, его современники удивлялись тому, как в униженной, находящейся в рабстве стране, появился такой человек. Спаси себя - и вокруг тебя спасутся тысячи, говорил преподобный Серафим Саровский.

 - Церковные люди должны быть образцом для всех, чтобы глядя на них, другие учились не бояться, не грешить. А сейчас церковный человек почти не отличается от нецерковного.

- Идеальных людей не бывает. Церковь – это место, куда приходят болящие люди. Мы находимся на стационаре, на излечении. Поэтому у нас бывает много недостатков. Земная церковь не совершенна. Совершенна Церковь Небесная. Что такое Церковь? Тело Христово на земле. На любом теле бывают язвы, струпья, но здоровый организм это отторгает. Церковь – это место, где человек совершенствуется. Святой праведный Иоанн Кронштадский говорил, что лучшая проповедь - это жизнь пастыря, который подает пример своим чадам.

 - Как сделать православие модным для молодых?

 - Упаси Бог! Мода – дело преходящее. Человек должен приходить к вере осознанно, вера должна пропитывать всё в его жизни. Человек должен мотивировать свои поступки учением православной Церкви, быт наполнять православным содержанием, мыслить по-православному, быть христианином.

 - О чем молиться молодым людям в условиях нынешнего кризиса, о чем просить Бога?

- О том, чего просил Соломон. Мудрости.

 - Весь мир живет по своей воле. Неужели Божья воля в том, чтобы спаслась только горстка избранных? Неужели весь мир и вся человеческая история устроена ради того, чтобы спаслось несколько избранных святых?

- На Рождество поются замечательные слова: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Благоволение – это когда воля человека совпадает с волей Божией, тогда будет на земле и мир, и радость. Надо, чтобы наша воля совпадала с Божией волей. Я думаю, где суд, там и милость, но распоясываться не надо, Господь может и наказать.

- Ушло ли это поколение бабушек, преданных церкви, беззаветно верующих священнику и Богу, готовых жить для церкви? Или молодые созреют и будут похожим на них?

 - В нашем Михайловском храме пожилое поколение уходит только физически (со смертью). В целом же церковная приходская жизнь возобновляется, женщины приходят дежурить, убираться, что уже стало традицией и передается от бабушки к дочке, от дочки к внучке. Еще у нас в храме двенадцать алтарников всех возрастов. Они трудятся для Бога, не за деньги. Но, к сожалению, не везде так.

 - Как бывший десантник стал благочинным в городе Торжке?

 - Судьба у меня интересная... Я здесь в свое время прислуживал иподиаконом у владыки Алексия Коноплева, а митрополита Виктора я застал еще игуменом, архимандритом. Цели стать священником я не ставил, но мне нравилось служить в церкви. Уполномоченный считал меня антисоветски настроенным и был против моего рукоположения. Однако владыка Алексий взял меня в Корецкий монастырь и там на святках рукоположил в дьяконы без всяких документов, никто об этом не знал.

После смерти владыки Алексия я перешел в Смоленскую епархию. Там нынешний патриарх Кирилл рукоположил меня в священники и направил в поселок Озерный Смоленской области, там не было храма с довоенных времен, ближайшая церковь была очень далеко. Начинал служить в домике из двух окон, мог рукой дотянуться до потолка. Напротив строили храм Рождества Богородицы. Мы поставили первый новый храм в Смоленской области во время перестройки за полтора года.

Первыми моими прихожанками, с которыми мы строили церковь, были настоящие русские женщины с тяжелой судьбой, пережившие войну, но сохранившие веру, ревностные люди. После митрополит Кирилл перевел меня благочинным в Вязьму. Там я служил около четырнадцати лет, мы реставрировали собор, который был в аварийном состоянии (построен Федором Конем), отреставрировали дом, который нам передали, где мы принимали патриарха Алексия, владыку Кирилла, также приезжал туда митрополит Виктор. Спустя некоторое время я вернулся в Тверскую епархию. Сначала служил в Оленино, затем меня перевели в Торжок, где был настоятелем, позже благочинным.

 Когда я служил в Вязьме, мне приходилось выполнять поручения от митрополита Кирилла как председателя Отдела внешних церковных связей. Был совершен целый круиз (Чехия, Польша, Словакия, Австрия, Германия) с делегацией в самом начале перестройки. Миссией была встреча немецких ветеранов, объезд мест захоронения русских солдат, везде служили панихиды. Мне удалось послужить на родине нашей последней императрицы, в Дармштадте, в церкви Марии Магдалины. Наверное, я был первым с советской стороны, кому выпала эта возможность. Со мной был казачий хор.

Позднее владыка Кирилл посылал меня во Францию. В Нормандии был русский лагерь отдыха для детей эмигрантов, где их учили русской культуре. Я преподавал историю русской Церкви, служил в их домовой церкви и пробыл в этой миссии месяц.

Еще владыка Кирилл посылал меня с миссией в Ирак. Интересно, что перед этим туда просился папа Римский, но его не пустили. Я побывал в русском посольстве, встречался с великим муфтием Ирака, сирийским патриархом Мар Аддай II, присутствовал на несторианском богослужении. Это было время блокады, возили нефть, взрывали машины. Во время этих событий я видел своего переводчика и многих знакомых по Багдаду. Побывал в Дамаске в мечети Омейядов. Сирия была в это время очень мирной и гостеприимной страной. Я был на приеме у министра религий, планировалось сделать православную церковь в здании англиканской церкви, возможно, меня бы туда и направили служить, но Господь отвел из-за американского вторжения. Страна очень интересная, был в храмах почти всех конфессий, а также в совершенно экзотическом месте - храме последней гностической секты мандеев («ученики Иоанна Крестителя»).

 - Отличается ли человек, живущий в маленьком русском городке, от человека, живущего в Москве, Нью-Йорке или где-либо еще заграницей?

 - Мы ведем более размеренный образ жизни, он приближен к старому быту, в больших городах больше суеты, но мне близок этот быт маленьких старинных русских городков или настоящей деревни, от которой, к сожалению, так мало что осталось.

- Из кого на сегодняшний день состоит Ваша семья?

- Я, матушка Елена, сын Кирилл, священник, и его супруга Наталья, дочка Татьяна, трое внуков.

- Что бы Вы хотели еще в жизни сделать? Есть ли чувство, что еще чего-то не успели?

 - Сколько бы человек не прожил, он всего не успеет. Не зря на панихиде после «Вечной памяти» гасится свеча. Жить, служить, следить за храмом, сделать новое здание для воскресной школы.

***
Беседовали протоиерей Александр Душенков и Лидия Быша

Юбиляры

ПОЗДРАВЬТЕ БАТЮШЕК В ИЮЛЕ 2020

Дни рождения

01.07.1962 – протоиерей Геннадий Егоров, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Бологово, Андреапольский район, Ржевская епархия.

01.07.1967 – протоиерей Георгий Слободонюк, церковь страстотерпца царевича Алексия, настоятель, г. Бологое.

02.07.1961 – протоиерей Валерий Макаров, благочинный Ржевского городского округа, храм Новомучеников и исповедников Российских, настоятель.

02.07.1979 – протоиерей Вячеслав Баскаков, храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость с грошиками», настоятель, г. Тверь.

03.07.1967 – иеродиакон Симеон (Козьминых), кафедральный собор в честь Оковецкой иконы Божией Матери, г. Ржев, Ржевская епархия.

04.07.1961 – игуменья Лариса (Лобанова), Христорождественский монастырь, настоятельница, г. Тверь.

04.07.1963 – протоиерей Андрей Лазарев, церковь Вознесения Господня, настоятель, г. Кимры.

04.07.1973 – протоиерей Димитрий Охичев, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Лошицы, Весьегонский район.

05.07.1952 – протоиерей Александр Будков, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель,
с. Верхние Котицы, Осташковский район.

07.07.1971 – протоиерей Михаил Беляев, церковь в честь прав. Лазаря Четверодневного, настоятель, г. Тверь.

09.07.1959 – протоиерей Георгий Белодуров, церковь в честь вмч. Никиты, настоятель, г. Тверь.

13.07.1956 – диакон Юрий Куров, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», г. Торопец.

15.07.1968 – протоиерей Роман Малинин, церковь в честь Воздвижения Креста Господня, настоятель, с. Селище, Селижаровский район.

16.07.1952 – протоиерей Геннадий Савостьянов, Свято-Троицкая церковь, настоятель, с. Поречье, Бежецкий район.

16.07.1972 – иеромонах Дорофей (Мохов), Крестовоздвиженская церковь, настоятель, с. Поводнево, Сонковский район.

16.07.1972 – иерей Олег Руденко, Христорождественский монастырь, г. Тверь.

19.07.1967 – иеромонах Нектарий (Андреев), Старицкий Успенский мужской монастырь, г. Старица.

21.07.1984 – иерей Евгений Салимов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.

24.07.1967 – иерей Владимир Черников, настоятель кафедрального собора иконы Божией Матери «Оковецкая»,
г. Ржев.

27.07.1957 – архимандрит Амфилохий (Желябовский), и.о. настоятеля (игумена) Борисоглебского мужского монастыря, г. Осташков.

28.07.1978 – протоиерей Сергий Домнин, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

28.07.1986 – иерей Антоний Дементьев, настоятель храма блж. Матроны, д. Красново.

31.07.1968 – иерей Алексий Брызгалов, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк.

Юбилеи

13.07.1990 – 30 лет – иерей Сергий Губский-Борисов, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

23.07.1960 – 60 лет – игумен Петр (Танашкин), настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы бывшего Отроч монастыря, г. Тверь.

Юбилеи
хиротоний

04.07.2010 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Димитрий Анатольевич Ярмолич, клирик Екатерининского женского монастыря, г. Тверь.

10.07.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – иеромонах Силуан (Конев), Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье, настоятель, д. Слобода, Краснохолмский район, Бежецкая епархия.

22.07.1990 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Леонид Евгеньевич Водолазский, настоятель Скорбященской церкви, г. Тверь.

28.07.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – иерей Георгий Владимирович Миколута, настоятель Преображенской церкви в Куженкино, Бологовский район.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер

 yul