Карельские узоры на полотне судьбы

В селе Козлово под Спирово вместе молятся карелы и русские, а студенты построили в селе храм в честь священномученика

Четыре столетия назад на опустевшие и разоренные Смутой тверские земли Бежецкого Верха стали приходить новые жители, карелы, искавшие защиты у православного царя от шведских протестантских властей. Они принесли с собой свой язык, музыку, письмо, узоры полотна. Их потомки не искали иного прибежища, но, сохранив самобытность, нашли свое место в чужой культуре, создали свою письменность, перевели на карельский Библию и издали первый карельский букварь. И так же, как и православные тверичи, чтили и чтят память о тверских святых, подвижниках, мучениках.

 

МАСТЕРСКАЯ У МАТУШКИ

14 4Не так давно матушка Мария держит на коленях кантеле, древний карело-финский струнный инструмент, похожий на гусли. Год назад батюшка, отец Димитрий, купил ей красивую шестнадцатиструнную кантеле на самой большой гусельной мануфактуре в мире – в деревне Пушкино под Тверью.

– Есть один композитор в Карелии, написал книжку «Импровизация на кантеле». Мы ему отправили письмо, он проникся, книжку выслал. Теперь осваиваю, – радостно делится матушка.

Уже с легкостью она играет небольшие пьески. Наклон головы, внимательный взгляд, и звучит имитация колокольного звона.

***

Кидая на пол портфели, в кабинет вбегают девчонки.

– Матушка Маша, сегодня я за станком!

Когда-то здесь было распространено производство тканных разноцветных половичков. На сельских чердаках нашлись старые ткацкие станки, их отреставрировали, организовали в сельской школе небольшую мастерскую. Сейчас стены кабинета украшают вытканные детьми сумочки, салфетки с орнаментом, искусные полосатые сюжеты.

– Нет, только не нитки, – вспоминает матушка о начале этой ткацкой истории. – А батюшка всё намекал, подбивал меня. Потом приехала из Твери женщина, ткачиха-любитель, обучала желающих, детей и взрослых. Она уехала, а станок остался. Я села. Понравилось.

14 5– Ну, бегом на автобус, – ласково провожает девочек матушка, выпуская из рук их косички и хвосты.

***

– Карелы уже по-своему побаиваются между нами говорить, – улыбается Валентина Васильевна, преподаватель карельского. – Матушка Мария, отмечу, по-карельски говорит лучше коренных.

– Просто учебник хороший попался, – смущается та.

– Одна знакомая в Петрозаводске пригласила меня к родственникам, – вспоминает Валентина Васильевна. – «Говори-говори по-карельски, у нас тут вся улица со Спировского района».

***

Звуки и мелодии старинного инструмента, пальцы защипывают струны, аккомпанируя рунам «Калевалы». Пересекаются петли, нити ловят натяжение, внимательно, кропотливо связываются в плотную пеструю косу. Переплетаются языки и культуры, слова и значения, люди и судьбы. Плетет Промысел полотно бытия.

ПЕРВЫЕ МУЧЕНИКИ

Мучеников Петра Жукова и Прохора Михайлова убили в марте 1918 года без суда и следствия. Они защищали от разорения храм в селе Гнездово Вышневолоцкого уезда (ныне территория Лихославльского района). Красногвардейцы арестовали около тридцати человек. Их избили, повели в город Вышний Волочек. Дорогой арестованных продолжали жестоко бить и зверски убили.

Через двадцать лет в селе Козлово пострадает за веру и священник Алексий Сибирский. На его глазах заступались за церковь Божию первые тверские мученики XX века Петр Жуков и Прохор Михайлов, на его глазах прошли их торжественные похороны. А в 1929 году отца Алексия арестуют за не выполненный вовремя план хлебозаготовок. Год заключения в лагере, два года ссылки. В ноябре 1937 года Тройка НКВД приговорит священника к расстрелу.

14 1Каждое лето жители села Козлово, духовенство и миряне, идут в трехдневный крестный ход, который именуют «Кровавая дорога», по местам, связанным с подвигом первых новомучеников тверской земли Петра и Прохора – из деревни Ветчино, где они родились и жили, к месту их мученической кончины. Молятся, кланяются земле, хранящей святые мощи земляков.

Столь же почитаем здесь и священномученик Михаил Новоселов, происходивший из соседнего села, известный богослов, некогда активный толстовец, в 1938 году расстрелянный в вологодской тюрьме.

МУЗЕЙ И СОБОР

Уже пятнадцать лет село Козлово собирает гостей из Москвы и Московской области, Петербурга, Костромы, Магнитогорска и других городов России — участников проекта «Наследие». Вместе с местными жителями они спасают утраченную духовную культуру Тверской Карелии, восстанавливают храмы, ставят памятные поклонные кресты. Общими силами восстает из руин и величественный Введенский собор, объединявший сельчан еще в XV веке.

Напротив колонн собора устроен музей священномученика Алексия Сибирского, хранящий собранные верующими потомками принадлежавшие священнику вещи, его книги, крест, Евангелие.

Фотографии большой церковной семьи, на стене подвешен тяжелый ключ-гигант от старинного храма. В витрине – стихи Державина, том с желтыми плотными страницами. Старые пластинки для граммофона. Размеченная карта Большого Козлово, по священнику на каждую сторону света.

14Снова на снимке постаревшая матушка Елена с сыном, обладателем Сталинской премии за ударный труд на тверском вагонзаводе. Последнее фото отца Алексия, сильный, серьезный, могучий.

Бабушки-прихожанки, крещенные будущим мучеником, вспоминают, как заступался народ за любимого батюшку, с шашками выходил на красноармейцев. Сегодня приезжают помолиться ему в семейных делах. Заступается и помогает.

Звучат на колокольне два старых колокола последнего настоятеля-мученика. В стенах сельской школы проводят Свято-Алексеевские чтения, а местный художник написал картину о том, как встречали в селе его, священномученика, икону: православный люд, декабрь, а из-за туч – радуга.

OMA RANDA

В 2010 году по случаю 140-летия со дня рождения священномученика Алексия Сибирского в его имя был освящен новый деревянный храм – не только давняя мечта тех, кто стоял у истоков «Наследия», но и всех, кто, лицезрея в центре села разрушенный каменный собор, не имел постоянного прихода.

14 2

Небольшая шестиугольная деревянная церковь создана руками студентов строительного колледжа, а иконостас выполнен учениками иконописной школы.

Ежегодно община протоиерея Димитрия Лихачева, настоятеля Введенского храма, ездит в паломничества, привозит святыни из зарубежных храмов и монастырей. Особая гордость храма – икона и крест, попавшие в село с Афона.

14 3Помимо прихода, здесь организован духовно-просветительский центр тверских карелов «Oma Randa», который регулярно проводит фестивали карельской культуры, собирая до пяти тысяч известных музыкантов, поэтов, педагогов и профессионалов в различных областях.

Выиграв президентский грант, центр издал самоучитель карельского языка, также готовится к изданию Евангелие на карельском языке в честь двухсотлетия своего перевода местным священником в 1820 году. В этом году фестиваль занял первое место по программе «События в России 2019» как лучшая муниципальная практика в стране.

На попечении отца Димитрия и лагерь для детей с синдромом Дауна.

***

Музыка, язык, память о добрых и святых предках объединили множество самых разных людей в сельской глубинке. Им интересно свое прошлое, они не боятся новостей из СМИ и интернета, они занимаются своим важным и любимым делом, они созидают то, чего не разрушали в благодарность за то, что это было.

Если замечать и любить больше людей вокруг себя, можно стать счастливее.

Лидия Быша,

г. Тверь

Юбиляры

ПОЗДРАВЬТЕ БАТЮШЕК В ИЮЛЕ 2020

Дни рождения

01.07.1962 – протоиерей Геннадий Егоров, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Бологово, Андреапольский район, Ржевская епархия.

01.07.1967 – протоиерей Георгий Слободонюк, церковь страстотерпца царевича Алексия, настоятель, г. Бологое.

02.07.1961 – протоиерей Валерий Макаров, благочинный Ржевского городского округа, храм Новомучеников и исповедников Российских, настоятель.

02.07.1979 – протоиерей Вячеслав Баскаков, храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость с грошиками», настоятель, г. Тверь.

03.07.1967 – иеродиакон Симеон (Козьминых), кафедральный собор в честь Оковецкой иконы Божией Матери, г. Ржев, Ржевская епархия.

04.07.1961 – игуменья Лариса (Лобанова), Христорождественский монастырь, настоятельница, г. Тверь.

04.07.1963 – протоиерей Андрей Лазарев, церковь Вознесения Господня, настоятель, г. Кимры.

04.07.1973 – протоиерей Димитрий Охичев, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Лошицы, Весьегонский район.

05.07.1952 – протоиерей Александр Будков, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель,
с. Верхние Котицы, Осташковский район.

07.07.1971 – протоиерей Михаил Беляев, церковь в честь прав. Лазаря Четверодневного, настоятель, г. Тверь.

09.07.1959 – протоиерей Георгий Белодуров, церковь в честь вмч. Никиты, настоятель, г. Тверь.

13.07.1956 – диакон Юрий Куров, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», г. Торопец.

15.07.1968 – протоиерей Роман Малинин, церковь в честь Воздвижения Креста Господня, настоятель, с. Селище, Селижаровский район.

16.07.1952 – протоиерей Геннадий Савостьянов, Свято-Троицкая церковь, настоятель, с. Поречье, Бежецкий район.

16.07.1972 – иеромонах Дорофей (Мохов), Крестовоздвиженская церковь, настоятель, с. Поводнево, Сонковский район.

16.07.1972 – иерей Олег Руденко, Христорождественский монастырь, г. Тверь.

19.07.1967 – иеромонах Нектарий (Андреев), Старицкий Успенский мужской монастырь, г. Старица.

21.07.1984 – иерей Евгений Салимов, собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков.

24.07.1967 – иерей Владимир Черников, настоятель кафедрального собора иконы Божией Матери «Оковецкая»,
г. Ржев.

27.07.1957 – архимандрит Амфилохий (Желябовский), и.о. настоятеля (игумена) Борисоглебского мужского монастыря, г. Осташков.

28.07.1978 – протоиерей Сергий Домнин, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

28.07.1986 – иерей Антоний Дементьев, настоятель храма блж. Матроны, д. Красново.

31.07.1968 – иерей Алексий Брызгалов, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк.

Юбилеи

13.07.1990 – 30 лет – иерей Сергий Губский-Борисов, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

23.07.1960 – 60 лет – игумен Петр (Танашкин), настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы бывшего Отроч монастыря, г. Тверь.

Юбилеи
хиротоний

04.07.2010 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Димитрий Анатольевич Ярмолич, клирик Екатерининского женского монастыря, г. Тверь.

10.07.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – иеромонах Силуан (Конев), Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье, настоятель, д. Слобода, Краснохолмский район, Бежецкая епархия.

22.07.1990 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Леонид Евгеньевич Водолазский, настоятель Скорбященской церкви, г. Тверь.

28.07.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – иерей Георгий Владимирович Миколута, настоятель Преображенской церкви в Куженкино, Бологовский район.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер

 yul