Карельские узоры на полотне судьбы

В селе Козлово под Спирово вместе молятся карелы и русские, а студенты построили в селе храм в честь священномученика

Четыре столетия назад на опустевшие и разоренные Смутой тверские земли Бежецкого Верха стали приходить новые жители, карелы, искавшие защиты у православного царя от шведских протестантских властей. Они принесли с собой свой язык, музыку, письмо, узоры полотна. Их потомки не искали иного прибежища, но, сохранив самобытность, нашли свое место в чужой культуре, создали свою письменность, перевели на карельский Библию и издали первый карельский букварь. И так же, как и православные тверичи, чтили и чтят память о тверских святых, подвижниках, мучениках.

 

МАСТЕРСКАЯ У МАТУШКИ

14 4Не так давно матушка Мария держит на коленях кантеле, древний карело-финский струнный инструмент, похожий на гусли. Год назад батюшка, отец Димитрий, купил ей красивую шестнадцатиструнную кантеле на самой большой гусельной мануфактуре в мире – в деревне Пушкино под Тверью.

– Есть один композитор в Карелии, написал книжку «Импровизация на кантеле». Мы ему отправили письмо, он проникся, книжку выслал. Теперь осваиваю, – радостно делится матушка.

Уже с легкостью она играет небольшие пьески. Наклон головы, внимательный взгляд, и звучит имитация колокольного звона.

***

Кидая на пол портфели, в кабинет вбегают девчонки.

– Матушка Маша, сегодня я за станком!

Когда-то здесь было распространено производство тканных разноцветных половичков. На сельских чердаках нашлись старые ткацкие станки, их отреставрировали, организовали в сельской школе небольшую мастерскую. Сейчас стены кабинета украшают вытканные детьми сумочки, салфетки с орнаментом, искусные полосатые сюжеты.

– Нет, только не нитки, – вспоминает матушка о начале этой ткацкой истории. – А батюшка всё намекал, подбивал меня. Потом приехала из Твери женщина, ткачиха-любитель, обучала желающих, детей и взрослых. Она уехала, а станок остался. Я села. Понравилось.

14 5– Ну, бегом на автобус, – ласково провожает девочек матушка, выпуская из рук их косички и хвосты.

***

– Карелы уже по-своему побаиваются между нами говорить, – улыбается Валентина Васильевна, преподаватель карельского. – Матушка Мария, отмечу, по-карельски говорит лучше коренных.

– Просто учебник хороший попался, – смущается та.

– Одна знакомая в Петрозаводске пригласила меня к родственникам, – вспоминает Валентина Васильевна. – «Говори-говори по-карельски, у нас тут вся улица со Спировского района».

***

Звуки и мелодии старинного инструмента, пальцы защипывают струны, аккомпанируя рунам «Калевалы». Пересекаются петли, нити ловят натяжение, внимательно, кропотливо связываются в плотную пеструю косу. Переплетаются языки и культуры, слова и значения, люди и судьбы. Плетет Промысел полотно бытия.

ПЕРВЫЕ МУЧЕНИКИ

Мучеников Петра Жукова и Прохора Михайлова убили в марте 1918 года без суда и следствия. Они защищали от разорения храм в селе Гнездово Вышневолоцкого уезда (ныне территория Лихославльского района). Красногвардейцы арестовали около тридцати человек. Их избили, повели в город Вышний Волочек. Дорогой арестованных продолжали жестоко бить и зверски убили.

Через двадцать лет в селе Козлово пострадает за веру и священник Алексий Сибирский. На его глазах заступались за церковь Божию первые тверские мученики XX века Петр Жуков и Прохор Михайлов, на его глазах прошли их торжественные похороны. А в 1929 году отца Алексия арестуют за не выполненный вовремя план хлебозаготовок. Год заключения в лагере, два года ссылки. В ноябре 1937 года Тройка НКВД приговорит священника к расстрелу.

14 1Каждое лето жители села Козлово, духовенство и миряне, идут в трехдневный крестный ход, который именуют «Кровавая дорога», по местам, связанным с подвигом первых новомучеников тверской земли Петра и Прохора – из деревни Ветчино, где они родились и жили, к месту их мученической кончины. Молятся, кланяются земле, хранящей святые мощи земляков.

Столь же почитаем здесь и священномученик Михаил Новоселов, происходивший из соседнего села, известный богослов, некогда активный толстовец, в 1938 году расстрелянный в вологодской тюрьме.

МУЗЕЙ И СОБОР

Уже пятнадцать лет село Козлово собирает гостей из Москвы и Московской области, Петербурга, Костромы, Магнитогорска и других городов России — участников проекта «Наследие». Вместе с местными жителями они спасают утраченную духовную культуру Тверской Карелии, восстанавливают храмы, ставят памятные поклонные кресты. Общими силами восстает из руин и величественный Введенский собор, объединявший сельчан еще в XV веке.

Напротив колонн собора устроен музей священномученика Алексия Сибирского, хранящий собранные верующими потомками принадлежавшие священнику вещи, его книги, крест, Евангелие.

Фотографии большой церковной семьи, на стене подвешен тяжелый ключ-гигант от старинного храма. В витрине – стихи Державина, том с желтыми плотными страницами. Старые пластинки для граммофона. Размеченная карта Большого Козлово, по священнику на каждую сторону света.

14Снова на снимке постаревшая матушка Елена с сыном, обладателем Сталинской премии за ударный труд на тверском вагонзаводе. Последнее фото отца Алексия, сильный, серьезный, могучий.

Бабушки-прихожанки, крещенные будущим мучеником, вспоминают, как заступался народ за любимого батюшку, с шашками выходил на красноармейцев. Сегодня приезжают помолиться ему в семейных делах. Заступается и помогает.

Звучат на колокольне два старых колокола последнего настоятеля-мученика. В стенах сельской школы проводят Свято-Алексеевские чтения, а местный художник написал картину о том, как встречали в селе его, священномученика, икону: православный люд, декабрь, а из-за туч – радуга.

OMA RANDA

В 2010 году по случаю 140-летия со дня рождения священномученика Алексия Сибирского в его имя был освящен новый деревянный храм – не только давняя мечта тех, кто стоял у истоков «Наследия», но и всех, кто, лицезрея в центре села разрушенный каменный собор, не имел постоянного прихода.

14 2

Небольшая шестиугольная деревянная церковь создана руками студентов строительного колледжа, а иконостас выполнен учениками иконописной школы.

Ежегодно община протоиерея Димитрия Лихачева, настоятеля Введенского храма, ездит в паломничества, привозит святыни из зарубежных храмов и монастырей. Особая гордость храма – икона и крест, попавшие в село с Афона.

14 3Помимо прихода, здесь организован духовно-просветительский центр тверских карелов «Oma Randa», который регулярно проводит фестивали карельской культуры, собирая до пяти тысяч известных музыкантов, поэтов, педагогов и профессионалов в различных областях.

Выиграв президентский грант, центр издал самоучитель карельского языка, также готовится к изданию Евангелие на карельском языке в честь двухсотлетия своего перевода местным священником в 1820 году. В этом году фестиваль занял первое место по программе «События в России 2019» как лучшая муниципальная практика в стране.

На попечении отца Димитрия и лагерь для детей с синдромом Дауна.

***

Музыка, язык, память о добрых и святых предках объединили множество самых разных людей в сельской глубинке. Им интересно свое прошлое, они не боятся новостей из СМИ и интернета, они занимаются своим важным и любимым делом, они созидают то, чего не разрушали в благодарность за то, что это было.

Если замечать и любить больше людей вокруг себя, можно стать счастливее.

Лидия Быша,

г. Тверь

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В АПРЕЛЕ 2020

02.04.1956 – протоиерей Михаил Бакун, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, д. Троице-Кочки, Кимрский район.

02.04.1967 – иерей Валерий Юкин, церковь в честь Вознесения Господня, настоятель, с. Дудино, Калининский район.

05.04.1953 – протодиакон Михаил Мельник, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

05.04.1977 – протоиерей Сергий Пилипей, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Щербинино, Калининский район.

06.04.1958 – протоиерей Сергий Гоман, церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятель, с. Ильинское, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

06.04.1988 – иерей Петр Вознюк, Свято-Тихоновский женский монастырь, г. Торопец.

10.04.1953 – иерей Александр Горячев, собор в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», председатель приходского совета, г. Тверь.

12.04.1978 – иерей Михаил Михайлов, церковь в честь Успения Богородицы, с. Никола Рожок, настоятель, Осташковский район.

15.04.1967 – протоиерей Алексий Фролов, церковь в честь святителя Николая Мирликийского, чудотворца, настоятель, пос. 1-е Мая, Конаковский район; церковь в честь Рождества Христова, настоятель, с. Рождествено, Калининский район.

15.04.1984 – протоиерей Вадим Желябовский, церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, настоятель, г. Тверь.

17.04.1971 – иеромонах Иоанн (Захаров), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

18.04.1951 – иеромонах Лаврентий (Михалев), монастырь Нило-Столобенская пустынь; Молельный дом в честь прп. Серафима Саровского, д. Жабны, Фировский район (Свято-Никольский Скит Нило-Столобенской пустыни), скитоначальник.

19.04.1968 – протоиерей Вадим Капитонов, церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, п. Солнечный (о. Городомля), Осташковский район (Подворье Нило-Столобенской пустыни), настоятель.

24.04.1962 – протоиерей Анатолий Симора, благочинный Весьегонского округа, Иоанно-Предтеченская церковь, настоятель, г. Весьегонск, Бежецкая епархия.

26.04.1963 – протоиерей Вадим Иванов, церковь в честь вмч. Георгия Победоносца, д. Колталово, Калининский район.

30.04.1972 – иерей Василий Кукушкин, благочинный храмов Бологовского округа, церковь в честь Святой Троицы, настоятель, г. Бологое; церковь Архангела Михаила, настоятель, с. Хотилово, Бологовский район.

ЮБИЛЕИ В АПРЕЛЕ 2020

07.04.1965 – 55 лет – протоиерей Александр Клишин, храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, с. Выдропужск, Спировский район, Бежецкая епархия.

09.04.1975 – 45 лет – протоиерей Олег Яковлев, церковь в честь свт. Николая чудотворца, настоятель, г. Вышний Волочек.

10.04.1965 – 55 лет – иерей Антоний Богдюн, церковь в честь Преподобного Сергия Радонежского, с. Дмитрова Гора, Конаковский район.

17.04.1945 – 75 лет – протоиерей Вадим Парахин, церковь преподобномученицы великой княгини Елисаветы, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

27.04.1980 – 40 лет – иеромонах Амвросий (Желябовский), Борисоглебский мужской монастырь, г. Торжок.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В АПРЕЛЕ 2020

08.04.2010 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Павел Шебуков, церковь в честь апостола и евангелиста Луки, г. Тверь.

15.04.1995 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Рожок, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, с. Прямухино, Кувшиновский район.

15.04.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – игумен Борис (Тулупов), Николаевский Малицкий мужской монастырь, наместник, д. Николо-Малица, Калининский район.

16.04.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Евгений Новиков, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

16.04.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Владимир Кириллов, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

23.04.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – иеромонах Нектарий (Антонов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

23.04.2005 – 15 лет диаконской хиротонии – диакон Сергий Валлит, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

24.04.1995 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Сергий Масальцев, Троицкая церковь с. Кесьма, настоятель, Весьегонский район, Бежецкая епархия.

27.04.1995 – 25 лет иерейской хиротонии – игумен Силуан (Шальнев), Борисоглебский мужской монастырь, г. Торжок.

28.04.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – иерей Андрей Баран, Богородицкий Житенный женский монастырь, г. Осташков.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер

 1