не ищите новых идеалов

Монастырская жизнь всегда была образцом для мирян

faddeiНаш собеседник – иеромонах Фаддей (Пестов), духовник братии монастыря Нило-Столобенская пустынь

– В Ниловой пустыни я уже 26-й год, как духовник – более 15-ти лет. Закончил сельскохозяйственный техникум, получил специальность агронома, немного поработал в этой сфере, параллельно учился в Санкт-Петербургском аграрном университете. Когда окончательно решился для меня вопрос приобщения вере, то по благословению одного из священников решил поехать в монастырь, чтобы определиться – оставаться или дальше трудиться в миру.

С тех пор, как приехал в Нилову, монастырей не менял, хотя были предложения съездить и в другие места. Сердцем прилепился к этой обители. В то время начиналась какая-то новая для страны жизнь, вера христианская становилась доступной, и это влекло.

– В монастыре главное – молитва. И в миру с молитвой все удачнее складывается. Но почему сейчас так ослабла в людях тяга к молитве? По сравнению с началом воцерковления, когда часами читали акафисты, не уставали класть десятки поклонов. А сегодня молитва для многих ограничивается посещением храма.

– Основа жизни христианина, безусловно, это молитва. Не только исполнение заповедей Божиих, но и духовная работа над собой. Наверное, охлаждение к молитве происходит по той причине, что эта работа самая тяжелая. Проще перелопатить тонны угля, повалить лес, но как только человек становится на молитву, он начинает пасовать, ощущать немощь. И когда он это осознает, понимает свою неспособность эту немощь преодолеть, то отходит. Может это быть и из-за малодушия, маловерия, того, что недостаточно человек обращается к Богу, надеется на себя – ну, а зачем мне молиться, если я сам справляюсь, да еще и неизвестно, поможет Он или нет. Но когда начинаются проблемы, искушения, вспоминают о Боге, вспоминают слова молитвы.

– А у монахов бывает такое?

– В монастыре молитва совершается постоянно, каждый день, и днем, и ночью, охлаждение к ней противоестественно. Весь богослужебный устав предполагает непрестанное обращение к Богу, помимо которого у каждого из братии есть и свое молитвенное, келейное правило.

Дела хозяйственные, послушания не заменяют молитву, они исполняются в совокупности, рука об руку. На послушании молитва самая общеизвестная, Иисусова, в этом смысле универсальная, простая и содержащая множество смыслов, необходимых для спасения человека.

А почему какие-то страсти, с которыми, казалось бы, покончено, оживают вдруг с новой силой?

– Думаю, потому что угасшие, они не побеждены окончательно. Рано человек успокоился и оставил духовную работу над собой – она, увы, закончится только со смертью. Если человек не внимает своей внутренней жизни, то при первом же искушении все его страсти проявят себя. Человек, оставивший или ослабивший духовную жизнь, обезоруживает себя. Молитва – оружие, которым побеждаются и страсти, и греховные привычки. Самих монахов, тех, кто стяжал бесстрастие, по пальцам пересчитать. Страсти живут во всех нас, но мы, монашествующие, научаемся их сдерживать или доводить до того состояния, когда они иссыхают. Мирскому человеку сложнее как связанному заботами, суетой, попечениями.

nilova0Есть те, кто ведет строгий образ жизни и в миру, но благодаря лишь той же непрестанной борьбе с собой.

«Всех простил, кто меня обидел, а сердце болит», – говорит человек глубоко верующий, молитвенник, постник. В чем же причина такого нестроения?

– Это говорит человек еще страстный. И слова, и дела наши, сопряженные со страстями, оскверняют человека. Да, он простил и не держит зла, даже признает себя виноватым, но гордость его не дает покоя сердцу. В таком случае нужно просто перетерпеть, смириться, а когда приходит воспоминание об обиде, постараться его от себя гнать: Господи, Ты ведаешь мои сердечные помышления, исправь во мне Сам то, что я не в силах изжить.

Всё забыть и не разбираться в прошлом – не уход ли это от реальности и ее проблем?

– Когда человек разумный, рассудительный, пытается разобраться в ситуации, это нормально, чтобы впоследствии на эти грабли не вставать. Просто, разбираясь, надо искать причину в себе, а ближнего – оправдать, не осуждая. В этом и есть смысл евангельской заповеди любви. Не делай другому зла, потому что и себе его не желаешь.

Просто так обиды на человека не сваливаются. Либо это испытание, либо были тому причины с обеих сторон. Нет человека, не согрешающего. Человек может обидеть по страсти, по привычке, неосторожности. Но я как православный не имею права его за это судить. Я должен понять его, простить ему, да еще и поработать над самим собой. Ведь это могло быть попущение мне для смирения, для того чтобы я обратился к Богу с молитвой: Господи, помоги мне выдержать эти испытания, посланные Тобой, и прости согрешения ближнему моему.

nilova.1JPG Уходит из жизни близкий человек. Всё понятно, но больно и тяжело, особенно матери, похоронившей сына. Как преодолеть обиду на Бога?

– Женщины в целом больше подвержены руководству чувствами, и им сложнее преодолеть такие потери. Помочь здесь может только глубокая вера, надежда на встречу в будущей жизни. Если она не уверена, что сын ее обрел покой и блаженство, то должна верить в молитву церкви, которая сильна человека спасти. Здесь жизнь земная, временная, не стоит горевать и плакать о потере близкого. Она свою миссию совершила, родила, воспитала, выпустила в самостоятельную жизнь, дальше – только молиться, помогать и поддерживать. А себя саму приготавливать к вечности.

Боль – недоверие Богу и Его замыслу.

Почему в храмах почти нет школьников?

– Возраст 13–20 лет – время для осознанного прихода к Богу. До этого молодые люди жили по вере родителей и бабушек. Теперь они становятся перед серьезным выбором. Речь, разумеется, о молодежи ищущей, думающей, задающейся смыслом жизни. Современный мир все-таки негативно влияет на молодые души, отводит от храма, хотя вера в них и остается.

Если родители в детстве заложили детям основные понятия добра и зла, основы христианской веры, то им нечего бояться, а в нужный момент надо просто помочь ребенку преодолеть сомнения, не учить и командовать, а стараться быть ближе.

Оправдана ли боязнь начать более строгую жизнь?

– Если человек хочет вести более строгий образ жизни в миру, ему необходимо руководствоваться советами и наставлениями духовного отца. Самому за это лучше не браться. Если нет духовника, то прислушиваться к священникам, близким по духу. Как говорят святые отцы, спасение во мнозем совете, но с рассуждением.

nilova.2JPGКак вернуть утраченное доверие духовнику?

– Если у человека есть духовник, он должен ему доверять полностью. Как говорит один из ныне живущих отцов, после Бога – только духовник. Невзирая на обстоятельства, священнические недостатки или предрассудки этого мира, через священнослужителя Бог преподает свое благословение.

В монашестве есть такой совет: прежде, чем найти духовника, ты должен его испытать, действительно ли его советы соответствуют Священному Писанию. Если они помогают тебе, то к нему и нужно прибегать. Если слова священника с делами не увязываются, то следует молиться, чтобы Господь послал другого.

Надо терпеть финансовое, семейное неустройство жизни или все-таки бороться за лучшую жизнь?

– Недаром сказано, что не место спасает человека, а человек спасается на том месте, на которое его поставил Господь. Если есть силы и возможности, то почему бы и не побороться, переехать, поменять работу. Мы странники на этой земле.

Другое дело, когда изменить ничего не получается, и сложившиеся обстоятельства ты вынужден принять как данность. Надо не терять бодрости духа, обращаться к Богу, жить духовной жизнью, пользоваться теми благами, которые имеешь на данный момент.

Христос учит нас любить Бога и ближнего, исполнять заповеди – этого никто не отменял и не отменит до конца земной жизни. Все остальное – преходящее, но то, что от нас зависит, надо делать.

На что должна быть похожа приходская община?

– Самая идеальная община – монастырская. Люди объединены одним стремлением, живут одним духом. Монастыри всегда были образцом и для мирян. Новых эталонов вы не найдете.

Юбиляры

ПОЗДРАВЬТЕ БАТЮШЕК В СЕНТЯБРЕ 2020

Дни рождения

01.09.1946 – монахиня Иоанна (Калашникова), Свято-Тихоновский женский монастырь, настоятельница, г. Торопец, Ржевская епархия.

01.09.1973 – иерей Илья Туренко, церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, с. Верхняя Троица, Кашинский район.

07.09.1963 – иерей Сергий Богданов, Михаило-Архангельская церковь при ОКБ, г. Тверь.

09.09.1954 – протоиерей Владимир Гревцев, Корсунско-Богородицкий собор, г. Торопец, Ржевская епархия.

15.09.1957 – протоиерей Сергий Чивиков, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, настоятель, п. Селижарово.

16.09.1978 – иерей Сергий Гатауллин, церковь в честь Успения Божией Матери в Берново, Старицкий район.

16.09.1981 – иеромонах Иоасаф (Баркалов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

19.09.1986 – протоиерей Владимир Цымбал, Богородицкий Житенный женский монастырь, старший священник, г. Осташков.

21.09.1958 – протоиерей Вячеслав Булойчик, церковь в честь вмч. Георгия Победоносца, настоятель, г. Тверь.

21.09.1978 – иерей Димитрий Кульков, церковь в честь Воскресения Христова (Трех Исповедников), г. Тверь.

24.09.1951 – игуменья Евпраксия (Инбер), Вознесенский Оршин женский монастырь, настоятельница, с. Орша, Калининский район.

26.09.1956 – протоиерей Александр Мискин, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Поречье, Калязинский район.

26.09.1967 – протоиерей Артемий Рублев, благочинный Оленинского округа, церковь в честь равноапостольного Николая Японского, настоятель, п. Мирный, Оленинский район, Ржевская епархия.

27.09.1962 – игумен Феодор (Зеленов), Архиерейское подворье Спасо-Преображенский храм, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

Юбилеи

21.09.1940 – 80 лет – митрополит Виктор (Олейник).

22.09.1980 – 40 лет – иерей Тарасий Гаврышкив, церковь в честь преподобного Исаакия Торопецкого, настоятель, Западнодвинский район, п. Старая Торопа, Ржевская епархия.

24.09.1975 – 45 лет – иерей Георгий Левчук, церковь Новомучеников и Исповедников Российских, г. Ржев, Ржевская епархия.

24.09.1995 – 25 лет – иерей Вадим Козлов, храм свт. Игнатия Брянчанинова и прпп. старцев Оптинских, г. Ржев, Ржевская епархия.

25.09.1955 – 65 лет – иеродиакон Иларион (Хлопков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

25.09.1975 – 45 лет – протоиерей Алексий Соловьев, церковь в честь Введения Богородицы во храм, настоятель, с. Кравотынь, Осташковский район.

Юбилеи хиротоний

02.09.1990 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Крюков, церковь в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская», пос. Белый Городок, Кимрский район, настоятель.

04.09.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Димитрий Шкапенко, Церковь в честь Рождества Христова, п. Мигалово, г. Тверь, настоятель.

05.09.2010 – 10 лет иерейской хиротонии – иеромонах Агапит (Евдокимов), храм в честь Успения Божией Матери бывшего Желтикова монастыря, г. Тверь, настоятель; Никольская церковь, с. Никольское, Калининский район, настоятель; Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь, врио настоятеля.

14.09.1980 – 40 лет иерейской хиротонии - архимандрит Сергий (Швырков), Христорождественский женский монастырь, г. Тверь, клирик.

21.09.1990 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Николай Губский, благочинный Лихославльского округа, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, г. Лихославль, Бежецкая епархия.

21.09.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Игорь Грибанский, храм Святой Живоначальной Троицы, настоятель, с. Лесное, Бежецкая епархия.

Свежий номер

 200929