ТАЙНАЯ КОМНАТА ДЛЯ ДОЧЕРИ ЕВЫ

Традиционная история: новой хозяйке замка разрешено ходить и распоряжаться везде, кроме одной комнаты.
Она долго терпит и наконец заглядывает в это помещение. А там…

Наш собеседник – кандидат исторических наук Лидия Быша, недавно защитившая в Институте этнологии и антропологии Российской Академии наук диссертацию «Становление проблемного поля в исследованиях женщин-антропологов США (1970–2010-е гг.).

Читатели нашей газеты знают ее и как автора репортажей, очерков, рассказов о приходской жизни в Тверской епархии.

 

Даже если женщина, по свойственной ей природе, принимает форму другого сосуда, она все же остается собой.

Растворяясь в другом или других, она ищет себя. И если вам кажется, что вы всё про нее знаете, то она вас еще удивит. Женщина, к счастью, тайна.

 

Что такое антропология?

– Наука, или точнее, науки, занимающиеся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

Моя тема далека от физической антропологии – она лежит в области антропологии культурной, или социокультурной, которая стала дисциплиной о смысле человеческого бытия, ищущей ответы на вопросы о том, что я есть в окружающем меня мире.

Как практичных американок потянуло в серьезные академические науки?

– В начале XIX в. женщины, еще не воспринимаемые научным сообществом как самостоятельные этнографы, а лишь в качестве сопровождения своих мужей, миссионеров или путешественников, попадали в мужской профессиональный круг и параллельно проводили свои собственные исследования и изыскания. Результатом их присутствия явилось обращение к таким сторонам в изучении бытовой культуры народов, которые до этого считались темой закрытой, в том числе для мужчин. Последние при сборе информации обращались преимущественно к старейшинам, вождям, религиозным руководителям.

Женщины же оставались при этом на периферии, интерес к ним был вторичен, а то, что они говорили, трактовалось опять же с позиций мужского понимания мира. Ученые-мужчины не хотели пускать коллег в юбках в науку.

Тайная комната – для  женщин – наука о женском мире. Ученые мужчины не доверяли дочерям – их методам и, соответственно, сомневались в научности их выводов, результатов.

То, что мужчинами воспринималось как нечто, не заслуживающее внимания, женщины возвели в объект научного изучения. Так появились и развиваются «феминистская антропология», «женская антропология», «антропология женщин» – не надо их путать с феминистским движением.

Сегодня благодаря женщинам-антропологам (не только американским), созданы целые научные направления, ведущие исследования в области женской истории, материнства (материнство как институт, как опыт, как личность), женского труда, репродуктивных практик, этики заботы о детях и др.

Что же заинтересовало женщин?

– Все, касающееся традиций, ритуалов, женской физиологии вплоть до дней нечистоты, процессов зачатия, вынашивания и кормления, воспитания ребенка и конкретно воспитания девочки, домашнего, бытового пространства и всех аспектов женской повседневности – от молитвы до похода в магазин.

– Не подобно ли это копанию в грязном белье или подглядыванию за соседями через замочную скважину?

– Главный мотив – стремление изучить жизнь других женщин, чтобы лучше понять себя. Это сформировало один из основополагающих принципов в американской антропологии. Для этого ракурс исследования сосредоточен на изучении сугубо женского пространства.

– И что же крылось в «тайной» комнате?

lida1– Многое. И у разных ученых разное видение женского мира. Ряд исследовательниц говорили о том, что в «мужской» науке, как и в обществе, господствует представление о женщине как изначально созданном для подчинения существе с функциональным предназначением деторождения, что непреодолимо сближает ее с природой. Следовательно, заключает ее в категории низшего, примитивного, неполноценного.

Женщины-антропологи, настроенные революционным образом, настаивали на том, что биологическая составляющая практически не имеет определяющего значения, нежели влияние социальной и культурной сред. Биологическое различие полов не опровергалось, однако акцентировалось, что в основе неравенства мужчин и женщин лежит не только и не столько биология.

Или проблемы работающей женщины. Вот одна цитата: «Самое трудное в жизни работающей матери – выйти за рамки себя. Вы хотите отдаваться на 100 процентов работе, на 100 процентов дому, на 100 процентов своим детям, но вы не можете пребывать в таком ритме постоянно».

Или статус тела. Насколько оно командует женщиной, и насколько она в своей жизни может быть независима от него?

В женском пространстве много и других проблем, тайн, загадок, и женщины изучают их теперь на равных, а то и опережая исследователей-мужчин, которые, к слову, сегодня и сами нередко проявляют интерес к женским темам и охотно туда погружаются, хотя, если честно, не всегда понятно для чего и в какой степени достоверен будет результат.

Так что же такое женщина?

– Как долго считалась она как бы человеком, приложением, придатком, «вторым» полом… Почему же ей так хочется всегда заявить свое «я»?

Потому что она личность, сотворенная столь же совершенной, что и Адам.

От редакции

Вера Христова внесла в понимание женщины много облагораживающего и возвышающего. В христианстве женщина действительно возвышена до признания за ней человеческой личности.

Центральным лицом в особом служении женщин в плане спасения является Матерь Божия – Богородица. Богородица представляет все человечество, т.е. мужской и женский пол в божественном деле вочеловечения, дав вечному Сыну Божию свою человеческую природу.

Современные ученые все чаще обращаются к проблемам положения женщины  в нынешнем многоликом мире и Церкви, находя истину  в рамках христианского подхода к научным проблемам.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В НОЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 2019

28.11.1971 – протоиерей Ярослав Шведов, секретарь Бежецкой епархии, благочинный Бежецкого округа, Спасский кафедральный собор, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

01.12.1961 – протоиерей Константин Чайкин, благочинный Ржевского районного округа, Вознесенский собор, настоятель, г. Ржев, Ржевская епархия.

02.12.1987 – иерей Игорь Киричук, Успенский храм, г. Вышний Волочек.

06.12.1965 – протоиерей Владимир Мужичковский, благочинный храмов Калязинского округа, церковь в честь Вознесения Господня, настоятель, г. Калязин.

07.12.1975 – иерей Алексий Брагин, церковь святителя Николая Чудотворца, с. Старый Погост, Калининский район.

08.12.1987 – диакон Алексий Хомутов, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

13.12.1968 – протоиерей Александр Рожок, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, с. Прямухино, Кувшиновский район.

14.12.1971 – протоиерей Валентин Бонилья, церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятель, с. Вырец, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

15.12.1971 – иерей Дионисий Коньков, Казанский храм, пос. Власьево, г. Тверь.

16.12.1966 – протоиерей Андрей Копач, благочинный Андреапольского района, Иово-Тихонская церковь, настоятель, г. Андреаполь, Ржевская епархия.

16.12.1966 – протоиерей Олег Маскинский, Вознесенская церковь, г. Кимры.

16.12.1977 – игумен Димитрий (Севостьянов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, Осташковский район.

18.12.1971 – иеромонах Фаддей (Пестов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, Осташковский район.

19.12.1982 – иерей Сергий Лапшин, церковь в честь Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца в Красной Слободе, г. Тверь.

22.12.1946 – иерей Евгений Антонов, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», п. Власьево, г. Тверь.

24.12.1956 – протоиерей Игорь Остаев, церковь в честь иконы Божией Матери «Смоленская», настоятель, с. Ильинское, Кимрский район.

26.12.1973 – протоиерей Игорь Грибанский, храм св. блгв. князя Александра Невского, настоятель, с. Алексейково, Лесной район, Бежецкая епархия.

27.12.1983 – иерей Максим Казван, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ В ДЕКАБРЕ 2019 

04.12.1959 – 60 лет – протоиерей Павел Сорочинский, благочинный I-го Тверского округа, и.о. настоятеля Вознесенского собора г. Твери.

05.12.1964 – 55 лет – протоиерей Тимофей Петров, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Щелково, Кимрский район.

12.12.1984 – 35 лет – иерей Илья Танин, церковь в честь преподобного Серафима Саровского, г. Тверь.

25.12.1969 – 50 лет – протоиерей Андрей Андронов, церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины, настоятель, п. Редкино, Конаковский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В НОЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 2019

29.11.1999 - 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Тимофей Петров, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Щелково, Кимрский район.

04.12.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Хлебников, церковь в честь Воскресения Христова, настоятель, с. Прутня, Торжокский район.

04.12.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Димитрий Кульков, церковь в честь Воскресения Христова («Трех Исповедников»), г. Тверь.

06.12.2004 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Андрей Андронов, церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины, настоятель, п. Редкино, Конаковский район.

07.12.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Александр Сопига, церковь в честь Вознесения Христова, настоятель, с. Тешилово, Конаковский район.

13.12.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Андрей Молотков, благочинный Торопецкого округа, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, с. Красноселье, Торопецкий район, Ржевская епархия.

17.12.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Смирнов, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, п. Солнечный, Вышневолоцкий район.

20.12.1999 – 20 лет диаконской хиротонии – протодиакон Роман Соколов, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.    

24.12.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Сергий Чивиков, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, настоятель, п. Селижарово.

31.12.2004 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Вадим Желябовский, Иоанно-Предтеченская церковь, п. Козлово.

31.12.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Андрей Гришаенков, храм-часовня в честь сщмч. Серафима Чичагова в/ч 03127, настоятель, г. Тверь.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер

dekabr