ТАЙНАЯ КОМНАТА ДЛЯ ДОЧЕРИ ЕВЫ

Традиционная история: новой хозяйке замка разрешено ходить и распоряжаться везде, кроме одной комнаты.
Она долго терпит и наконец заглядывает в это помещение. А там…

Наш собеседник – кандидат исторических наук Лидия Быша, недавно защитившая в Институте этнологии и антропологии Российской Академии наук диссертацию «Становление проблемного поля в исследованиях женщин-антропологов США (1970–2010-е гг.).

Читатели нашей газеты знают ее и как автора репортажей, очерков, рассказов о приходской жизни в Тверской епархии.

 

Даже если женщина, по свойственной ей природе, принимает форму другого сосуда, она все же остается собой.

Растворяясь в другом или других, она ищет себя. И если вам кажется, что вы всё про нее знаете, то она вас еще удивит. Женщина, к счастью, тайна.

 

Что такое антропология?

– Наука, или точнее, науки, занимающиеся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

Моя тема далека от физической антропологии – она лежит в области антропологии культурной, или социокультурной, которая стала дисциплиной о смысле человеческого бытия, ищущей ответы на вопросы о том, что я есть в окружающем меня мире.

Как практичных американок потянуло в серьезные академические науки?

– В начале XIX в. женщины, еще не воспринимаемые научным сообществом как самостоятельные этнографы, а лишь в качестве сопровождения своих мужей, миссионеров или путешественников, попадали в мужской профессиональный круг и параллельно проводили свои собственные исследования и изыскания. Результатом их присутствия явилось обращение к таким сторонам в изучении бытовой культуры народов, которые до этого считались темой закрытой, в том числе для мужчин. Последние при сборе информации обращались преимущественно к старейшинам, вождям, религиозным руководителям.

Женщины же оставались при этом на периферии, интерес к ним был вторичен, а то, что они говорили, трактовалось опять же с позиций мужского понимания мира. Ученые-мужчины не хотели пускать коллег в юбках в науку.

Тайная комната – для  женщин – наука о женском мире. Ученые мужчины не доверяли дочерям – их методам и, соответственно, сомневались в научности их выводов, результатов.

То, что мужчинами воспринималось как нечто, не заслуживающее внимания, женщины возвели в объект научного изучения. Так появились и развиваются «феминистская антропология», «женская антропология», «антропология женщин» – не надо их путать с феминистским движением.

Сегодня благодаря женщинам-антропологам (не только американским), созданы целые научные направления, ведущие исследования в области женской истории, материнства (материнство как институт, как опыт, как личность), женского труда, репродуктивных практик, этики заботы о детях и др.

Что же заинтересовало женщин?

– Все, касающееся традиций, ритуалов, женской физиологии вплоть до дней нечистоты, процессов зачатия, вынашивания и кормления, воспитания ребенка и конкретно воспитания девочки, домашнего, бытового пространства и всех аспектов женской повседневности – от молитвы до похода в магазин.

– Не подобно ли это копанию в грязном белье или подглядыванию за соседями через замочную скважину?

– Главный мотив – стремление изучить жизнь других женщин, чтобы лучше понять себя. Это сформировало один из основополагающих принципов в американской антропологии. Для этого ракурс исследования сосредоточен на изучении сугубо женского пространства.

– И что же крылось в «тайной» комнате?

lida1– Многое. И у разных ученых разное видение женского мира. Ряд исследовательниц говорили о том, что в «мужской» науке, как и в обществе, господствует представление о женщине как изначально созданном для подчинения существе с функциональным предназначением деторождения, что непреодолимо сближает ее с природой. Следовательно, заключает ее в категории низшего, примитивного, неполноценного.

Женщины-антропологи, настроенные революционным образом, настаивали на том, что биологическая составляющая практически не имеет определяющего значения, нежели влияние социальной и культурной сред. Биологическое различие полов не опровергалось, однако акцентировалось, что в основе неравенства мужчин и женщин лежит не только и не столько биология.

Или проблемы работающей женщины. Вот одна цитата: «Самое трудное в жизни работающей матери – выйти за рамки себя. Вы хотите отдаваться на 100 процентов работе, на 100 процентов дому, на 100 процентов своим детям, но вы не можете пребывать в таком ритме постоянно».

Или статус тела. Насколько оно командует женщиной, и насколько она в своей жизни может быть независима от него?

В женском пространстве много и других проблем, тайн, загадок, и женщины изучают их теперь на равных, а то и опережая исследователей-мужчин, которые, к слову, сегодня и сами нередко проявляют интерес к женским темам и охотно туда погружаются, хотя, если честно, не всегда понятно для чего и в какой степени достоверен будет результат.

Так что же такое женщина?

– Как долго считалась она как бы человеком, приложением, придатком, «вторым» полом… Почему же ей так хочется всегда заявить свое «я»?

Потому что она личность, сотворенная столь же совершенной, что и Адам.

От редакции

Вера Христова внесла в понимание женщины много облагораживающего и возвышающего. В христианстве женщина действительно возвышена до признания за ней человеческой личности.

Центральным лицом в особом служении женщин в плане спасения является Матерь Божия – Богородица. Богородица представляет все человечество, т.е. мужской и женский пол в божественном деле вочеловечения, дав вечному Сыну Божию свою человеческую природу.

Современные ученые все чаще обращаются к проблемам положения женщины  в нынешнем многоликом мире и Церкви, находя истину  в рамках христианского подхода к научным проблемам.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ЯНВАРЕ 2020

01.01.1948 – иерей Николай Силкин, церковь в честь Лазаря четверодневного, г. Тверь

02.01.1962 – иеродиакон Онисим (Маштаков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский р-н.

03.01.1947 – протоиерей Виктор Майоров, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Покровское, Фировский р-н.

03.01.1962 – протоиерей Петр Вознюк, благочинный Жарковского района, церковь в честь иконы Божией Матери «Владимирская», настоятель, п. Жарковский, Ржевская епархия.

03.01.1974 – протоиерей Иоанн Крылов, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Погорелое Городище, Зубцовский р-н, Ржевская епархия.

05.01.1974 – протоиерей Димитрий Лихачев, церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Козлово, Спировский р-н, Бежецкая епархия.

05.01.1976 – протоиерей Борис Колышкин, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

06.01.1963 – диакон Игорь Наумчик, кафедральный собор в честь Вознесения Господня, г. Кашин

8.01.1958 – иерей Василий Степаненков, церковь в честь иконы Божией Матери «Владимирская», п. Жарковский, Ржевская епархия.

12.01.1967 – протоиерей Роман Манилов, церковь в честь святителя Иоанна Шанхайского, настоятель, г. Тверь.

12.01.1969 – иерей Андрей Двинин, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Сухошины, Селижаровский р-н.

15.01.1972 – игумен Иов (Тараканов), Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

15.01.1959 – иерей Алексий Дмитриев, церковь в честь святого Георгия Победоносца, настоятель, с. Юрьевское, Старицкий р-н.

15.01.1992 – иерей Даниил Никитенко, собор в честь Вознесения Господня, г. Тверь.

16.01.1959 – игуменья Елисавета (Евдокимова), Богородицкий Житенный женский монастырь, настоятельница, г. Осташков.

19.01.1964 – диакон Игорь Зимарев, церковь в честь Лазаря четверодневного, г. Тверь.

19.01.1974 – протоиерей Валерий Антонов, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, п. Рамешки, Бежецкая епархия.

19.01.1976 – протоиерей Алексий Скородумов, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, п. Селижарово.

19.01.1981 – иерей Максим Мищенко, церковь в честь Василия Великого, г. Торжок.

19.01.1984 – иерей Александр Пасконов, церковь равноапп. Николая Японского, пос. Мирный, Оленинский р-н, Ржевская епархия.

21.01.1961 – иеродиакон Пахомий (Любавин), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский р-н.

21.01.1968 – иеромонах Гавриил (Хальченя), Борисоглебский мужской монастырь, г. Торжок.

23.01.1976 – протоиерей Владимир Евстигнеев, настоятель храма великомученицы Варвары, г. Ржев, Ржевская епархия.

26.01.1976 – протоиерей Николай Курбанов, церковь в честь Святителя Николая Мирликийского, настоятель, с. Емельяново, Старицкий р-н.

29.01.1953 – иеродиакон Адриан (Петров), Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В ЯНВАРЕ 2020

09.01.1950 – 70 лет – иеродиакон Георгий (Братчиков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

11.01.1970 – 50 лет – протоиерей Валерий Поляков, церковь в честь образа Спаса Нерукотворного, настоятель, с. Дулово, Конаковский р-н.

22.01.1965 – 55 лет – протоиерей Алексий Шевчук, Преображенский собор, г. Кимры.

23.01.1990 – 30 лет – иеродиакон Геласий (Чистяков), храм в честь Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова мужского монастыря, г. Тверь.

26.01.1975 – 45 лет – протоиерей Александр Юрков, церковь Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, с. Кушалино, Рамешковский район, Бежецкая епархия.

29.01.1975 – 45 лет – протоиерей Роман Ожерельев, Никольская церковь (подворье Христорождественского монастыря г. Твери), д. Ушаковские Горки, Старицкий район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В ЯНВАРЕ 2020

1.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Дмитрий Круглов, благочинный Зубцовского района, Успенская церковь, настоятель, г. Зубцов, Ржевская епархия.

01.01.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Геннадий Подгорный, собор в честь Вознесения Господня, г. Тверь.

2.01.2010 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Андрей Тярин, Спасо-Преображенская церковь, настоятель, с. Загородье, Максатихинский р-н, Бежецкая епархия.

07.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Олег Шерышев, церковь в честь сорока мучеников Севастийских, настоятель, г. Конаково.

08.01.1980 – 40 лет иерейской хиротонии – протоиерей Анатолий Волгин, церковь в честь преподобного Амвросия Оптинского, настоятель,г. Кувшиново.

08.01.1995 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Георгий Беляков, церковь в честь образа Спаса Нерукотворного в Спассе, настоятель, Торжокский р-н.

9.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Владимир Сафронов, Спасо-Георгиевская церковь, настоятель, с. Млево, Удомельский р-н, Бежецкая епархия.

19.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Борис Колышкин, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

20.01.1980 – 40 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Мискин, церковь в честь Рождества Богородицы в Поречье, настоятель, Калязинский р-н.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер