МАЛЫЕ  БРАТСТВА

В тверских храмах часто можно встретить людей, которые на литургии стоят вместе и молятся с открытыми книгами. Это члены тверских православных братств, которые входят в Преображенское содружество, объединяющее несколько десятков малых братств во многих городах России и зарубежья. Основатель и духовный попечитель Преображенского братства – священник Георгий Кочетков.

О тверских братствах рассказывают Андрей Александрович Васенёв, председатель малого православного Боголюбского братства г. Твери, и Валерий Анатольевич Ларионов, катехизатор братства.

– Как в Твери появились малые братства?

– В.А.: Братство в Твери ведет свою историю с начала 90-х годов. В 1991-м году впервые собрались желающие пройти оглашение, особое научение основам веры и жизни по вере. Люди, выросшие в советском строе, ничего не знали и не понимали в церковной жизни, и тогда у них появилась возможность этому научиться.

Когда членов братства стало так много, что невозможно было всех запомнить по именам, нам  пришлось поделиться. Так родилось второе, Спасское братство, и третье, Мариинское.

С 91-го года через оглашение прошло где-то полторы тысячи человек, а в тверских братствах сейчас – около ста пятидесяти. Огласиться, воцерковиться не означает автоматически войти в братство. В этом смысле оно открыто, но путь братства – более узкий, потому что ты несешь на себе не только себя, свою семью, хлопоты, быт, но начинаешь отвечать за людей вокруг себя, за всю церковь. Эти люди объединены, с одной стороны, историей воцерковления, а с другой, пониманием, что они вошли сюда как христиане, как ответственные за дом Божий, как призванные послужить Богу и Церкви. Но оказывается, что служить в одиночку тоже не получается.

– А.А.: Издревле христианское общение внутри церкви – это общение учеников. Мы все учимся у Бога. Если человек считает, что он уже научился, то с его духовной жизнью что-то не так. Мы все до сих пор учимся.

– Зачем нужно какое-то длительное оглашение? Будет человек ходить в храм, всему научится.

– В.А.: Люди, приходящие на оглашение, уже имеют в своей сердцевине веру в Бога, но им ее не хватает. Человек всегда может признаться себе, что в какой-то момент оказался для Бога закрыт, например, потому что пытался решать проблему сам, рассчитывая лишь на свои силы. Этой стороне жизни и можно научаться через Писание, через молитву, свою, простую, корявую, какая есть. Важно дать Богу знак о себе, попросить услышать, потому как Бог Своей любовью никого не насилует, и если человек не проявляет желание, чтобы Бог вошел в его жизнь, то Он, конечно, будет стоять рядом, но сделать ничего не сможет.

Важна и церковная молитва, так как человеку, плохо представляющему храмовое пространство, ничего не понятно, что происходит. Поэтому мы сознательно, принципиально помогаем людям понять богослужение, чтобы они брали переводы, держали тексты перед глазами, осознавая, что в данный конкретный момент происходит, а не просто впечатлялись внешними эффектами.

Когда в течение года, полутора, все оглашаемые вместе читают Писание, ходят в храм, общаются, то, конечно, им не хочется расходиться. Закончился их период вхождения в церковь, впереди вся жизнь, жизнь с Богом, но люди не могут разойтись и дороги друг другу. Таким образом, собственно, и родилось братство.

vasenev

– А.А.: На оглашении человек должен почувствовать, что с одной стороны, он немощен, мал и слаб в этом мире, но с другой, что через веру у него нет никаких преград и границ. В вере люди непостоянны, потому важно, чтобы было то живое собрание, где можно друг друга поддержать. Ведь человек может и до исповеди не дойти.

Неформальность братства – ключевой момент. У нас нет устава, мы не даем расписок, но есть общие для всех принципы. Например, церковность – то есть всегда помнить, что ты служишь церкви и для церкви, что бы ни происходило и при любых обстоятельствах.

Одна из проблем современного общества – все хотят верить в душе. А поверить в церковь значит поверить в других людей, поверить, что я могу назвать братьями и сестрами даже тех людей, которые мне совсем не симпатичны, и трудиться над собой, чтобы их принять и полюбить.

Братство собиралось большим трудом, так как служение миссии, свидетельство о Христе во все времена – дело непростое, никто спасибо тебе не скажет, а плюнуть могут. Потому требуется постоянный труд и молитва. С самых первых дней жизни братства был заведен еженедельный литургический ритм, подготовка к причастию, а это подразумевает и пост, и личную молитву, главное – чистоту жизни.

– Есть ли сформулированное учение о братствах, свой «символ веры»?

А.А.: Он соответствует общецерковному Никео-Цареградскому. Пожалуй, нас отличают только внутренние принципы, сформулированные общим собранием в полном присутствии всех членов братства

Первое, чему мы учимся, это выстраивать свою жизнь по вере, а именно: личная молитва, не только по молитвослову, церковная молитва, регулярная, не просто постоять вместе со всеми, а быть в единой молитве, регулярность общения. Когда есть общая вера, общая церковная жизнь, у человека возникает «избыток сердца», что выражается в разного рода проектах – социальных, просветительских, образовательных. Всё это нуждается в финансовой поддержке со стороны самих участников.

Братство не может стать приходом по определению. Есть братства, которые родились на приходе, но Преображенское – внеприходское, однако всегда были и есть священники, которые служат, являясь членами братства, и братство поддерживает те храмы, в которых они служат.

Lari– В.А.: Есть миф о том, что мы якобы не покупаем свечи, просфоры и не подаем записки, но это лишь миф. Даже на оглашении я как катехизатор всегда произношу триаду: записка, свеча, просфора.

– Почему в большинстве храмов не принимают членов братств как своих прихожан? Недостаток информации?

– А.А.: Думаю, у всех причины разные и у всех внешние. Если есть общинный дух в храме, то одно собрание людей адекватно воспринимает другое собрание людей, а если его нет, то человек держится только за свое, за свою привычку молиться так, а не иначе, и тогда у него возникают страхи, что это может измениться.

– В.А.: Вспоминаю свидетельство одной духовной дочери отца Алексия Мечева, описывающей как она пришла в храм, а на ее месте кто-то стоит. Она подошла:

– Вы знаете, я здесь так привыкла стоять. Не могли бы вы перейти?

И слышит за спиной шаги отца Алексия:

– Двадцать пять лет стоишь, так ничему и не научилась.

– Как относятся члены братств к аскетическому деланию, Иисусовой молитве?

А.А.: Известна фраза, рожденная в начале XX века, время расцвета православной церкви в России: «вперед к отцам». Отцы, они были, есть и будут и являются некоторым фундаментальным пластом опыта жизни церкви, молитвенного, аскетического, до которого еще нужно дорасти. Сейчас есть тенденция, что с них пытаются начинать. А все те, кто занимается духовным образованием, они не могут их не изучать. Сейчас уже можно говорить о наличии у членов братств и опыта Иисусовой молитвы, и аскетических усилий.

– Ваши планы на будущее в Твери?

– Работа никогда не прекращалась, сейчас просто стало больше возможностей. Мы организуем проекты по научению совместному чтению Писания, обучению проповеди для мирян, помощи Тверской епархии в обучении церковных специалистов. Два-три раза в год мы посещаем ЛИУ-3 и колонию-поселение в селе Лукошино, где проводим беседы для туберкулезных заключенных, привозим подарки и необходимые продукты.

***

Сегодня мы не касались всех сторон в деятельности братств, думаем, что будет возможность и повод вернуться к этому в будущем. Желающих принять участие в дискуссиях по проблемам современной церковной жизни и высказать свое мнение приглашаем на семинары, которые регулярно проводит совместно с малыми братствами Миссионерский отдел Тверской епархии.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В СЕНТЯБРЕ-ОКТЯБРЕ 2019

24.09.1951 – игуменья Евпраксия (Инбер), Вознесенский Оршин женский монастырь, настоятельница, с. Орша, Калининский район.

24.09.1975 – иерей Георгий Левчук, церковь Великомучеников и Исповедников Российских, г. Ржев, Ржевская епархия. 

25.09.1955 – иеродиакон Иларион (Хлопков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

25.09.1975 – протоиерей Алексий Соловьев, церковь в честь Введения Богородицы во храм, настоятель, с. Кравотынь, Осташковский район.

26.09.1956 – протоиерей Александр Мискин, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Поречье, Калязинский район.

26.09.1967 – протоиерей Артемий Рублев, благочинный Оленинского округа, церковь в честь равноапостольного Николая Японского, настоятель, п. Мирный, Оленинский район, Ржевская епархия.

27.09.1962 – игумен Феодор (Зеленов), Спасо-Преображенское Архиерейское подворье, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

***

01.10.1952 – иеромонах Петр (Карпенко), церковь в честь вмч. Димитрия Солунского, настоятель, д. Березино, Калининский район.

02.10.1975 – протоиерей Вадим Подгорный, церковь в честь Воздвижения Креста Господня, настоятель, с. Свердлово, Конаковский район.

04.10.1965 – иеромонах Силуан (Конев), Краснохолмское Свято-Николаевское Архиерейское подворье, настоятель, Бежецкая епархия.

07.10.1951 – протоиерей Алексий Цюркало, церковь в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, настоятель, п. Кесова Гора, Бежецкая епархия.

08.10.1970 – протоиерей Михаил Лебедик, благочинный Пеновского района, церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, настоятель, п. Пено , Ржевская епархия.

08.10.1985 – иерей Михаил Иванов, благочинный Краснохолмского округа, Троицкий храм, настоятель, п. Молоково, Бежецкая епархия.

12.10.1960 – иерей Вячеслав Савин, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Зайцево, Ржевская епархия.

12.10.1977 – протоиерей Антоний Сенченко, церковь в честь Рождества Богородицы, с. Городня на Волге, Конаковский район.

13.10.1980 – протоиерей Димитрий Марковский, благочинный Осташковского округа, собор в честь Вознесения Господня, настоятель, г. Осташков.

15.10.1961 – иерей Сергий Макаров, кафедральный собор в честь иконы Оковецкой Божией Матери, г. Ржев, Ржевская епархия. 

18.10.1966 – протоиерей Сергий Малышев, церковь в честь иконы Божией Матери «Балыкинская», г. Нелидово, Ржевская епархия.

18.10.1977 – иерей Валерий Алексеев, Корсунско-Богородицкий собор, г. Торопец, Ржевская епархия.

20.10.1976 – протоиерей Сергий Дроба, церковь в честь Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, в Красной Слободе, настоятель, г. Тверь.

22.10.1947 – иеромонах Стефан (Киричук), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

23.10.1961 – иерей Аркадий Заповитрянный, церковь в честь иконы Божией Матери «Озерянская», настоятель, с. Нерль, Кимрский р-н.

23.10.1966 – иерей Андрей Тярин, Спасо-Преображенская церковь, настоятель, с. Загородье, Максатихинский район, Бежецкая епархия.

25.10.1965 – игумен Афанасий (Панов), церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Стан, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

25.10.1976 – игумен Борис (Тулупов), Николаевский Малицкий мужской монастырь, д. Николо-Малица, Калининский район.

25.10.1976 – протоиерей Сергий Гаврышкив, благочинный церквей г. Торопца, церковь в честь Всех Святых, настоятель, г. Торопец, Ржевская епархия.

28.10.1950 – диакон Владимир Петров, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, г. Зубцов, Ржевская епархия.

30.10.1963 – протоиерей Виктор Савин, благочинный I-го Калининского округа, церковь Рождества Богородицы, настоятель, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ В СЕНТЯБРЕ-ОКТЯБРЕ 2019 

26.09.1954 – 65 лет – протоиерей Иоанн Денисенко, собор в честь Крещения Господня (Богоявленский), г. Вышний Волочек.

30.09.1984 – 35 лет – иерей Павел Шебуков, церковь в честь апостола и евангелиста Луки при горбольнице №4, г. Тверь.

***

10.10.1959 – 60 лет – иерей Михаил Рогозин, церковь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, г. Торжок.

11.10.1954 – 65 лет – иеромонах Варфоломей (Шабаршов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

22.10.1964 – 55 лет – архимандрит Аркадий (Губанов), благочинный монастырей и подворий, монастырь Нило-Столобенская пустынь, наместник, п. Светлица, Осташковский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В СЕНТЯБРЕ-ОКТЯБРЕ 2019

27.09.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Любавин, Воскресенский кафедральный собор, настоятель, г. Тверь

***

07.10.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – иеромонах Нил (Головин), монастырь Нило-Столобенская пустынь.

14.10.2004 – 15 лет диаконской хиротонии – диакон Алексий Гаврилов, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

14.10.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Виталий Симора, Воскресенская церковь (Трех Исповедников), настоятель, г. Тверь.

26.10.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Димитрий Заряцкий, церковь в честь Введения Божией Матери во храм, настоятель, г. Калязин.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер