МАЛЫЕ  БРАТСТВА

В тверских храмах часто можно встретить людей, которые на литургии стоят вместе и молятся с открытыми книгами. Это члены тверских православных братств, которые входят в Преображенское содружество, объединяющее несколько десятков малых братств во многих городах России и зарубежья. Основатель и духовный попечитель Преображенского братства – священник Георгий Кочетков.

О тверских братствах рассказывают Андрей Александрович Васенёв, председатель малого православного Боголюбского братства г. Твери, и Валерий Анатольевич Ларионов, катехизатор братства.

– Как в Твери появились малые братства?

– В.А.: Братство в Твери ведет свою историю с начала 90-х годов. В 1991-м году впервые собрались желающие пройти оглашение, особое научение основам веры и жизни по вере. Люди, выросшие в советском строе, ничего не знали и не понимали в церковной жизни, и тогда у них появилась возможность этому научиться.

Когда членов братства стало так много, что невозможно было всех запомнить по именам, нам  пришлось поделиться. Так родилось второе, Спасское братство, и третье, Мариинское.

С 91-го года через оглашение прошло где-то полторы тысячи человек, а в тверских братствах сейчас – около ста пятидесяти. Огласиться, воцерковиться не означает автоматически войти в братство. В этом смысле оно открыто, но путь братства – более узкий, потому что ты несешь на себе не только себя, свою семью, хлопоты, быт, но начинаешь отвечать за людей вокруг себя, за всю церковь. Эти люди объединены, с одной стороны, историей воцерковления, а с другой, пониманием, что они вошли сюда как христиане, как ответственные за дом Божий, как призванные послужить Богу и Церкви. Но оказывается, что служить в одиночку тоже не получается.

– А.А.: Издревле христианское общение внутри церкви – это общение учеников. Мы все учимся у Бога. Если человек считает, что он уже научился, то с его духовной жизнью что-то не так. Мы все до сих пор учимся.

– Зачем нужно какое-то длительное оглашение? Будет человек ходить в храм, всему научится.

– В.А.: Люди, приходящие на оглашение, уже имеют в своей сердцевине веру в Бога, но им ее не хватает. Человек всегда может признаться себе, что в какой-то момент оказался для Бога закрыт, например, потому что пытался решать проблему сам, рассчитывая лишь на свои силы. Этой стороне жизни и можно научаться через Писание, через молитву, свою, простую, корявую, какая есть. Важно дать Богу знак о себе, попросить услышать, потому как Бог Своей любовью никого не насилует, и если человек не проявляет желание, чтобы Бог вошел в его жизнь, то Он, конечно, будет стоять рядом, но сделать ничего не сможет.

Важна и церковная молитва, так как человеку, плохо представляющему храмовое пространство, ничего не понятно, что происходит. Поэтому мы сознательно, принципиально помогаем людям понять богослужение, чтобы они брали переводы, держали тексты перед глазами, осознавая, что в данный конкретный момент происходит, а не просто впечатлялись внешними эффектами.

Когда в течение года, полутора, все оглашаемые вместе читают Писание, ходят в храм, общаются, то, конечно, им не хочется расходиться. Закончился их период вхождения в церковь, впереди вся жизнь, жизнь с Богом, но люди не могут разойтись и дороги друг другу. Таким образом, собственно, и родилось братство.

vasenev

– А.А.: На оглашении человек должен почувствовать, что с одной стороны, он немощен, мал и слаб в этом мире, но с другой, что через веру у него нет никаких преград и границ. В вере люди непостоянны, потому важно, чтобы было то живое собрание, где можно друг друга поддержать. Ведь человек может и до исповеди не дойти.

Неформальность братства – ключевой момент. У нас нет устава, мы не даем расписок, но есть общие для всех принципы. Например, церковность – то есть всегда помнить, что ты служишь церкви и для церкви, что бы ни происходило и при любых обстоятельствах.

Одна из проблем современного общества – все хотят верить в душе. А поверить в церковь значит поверить в других людей, поверить, что я могу назвать братьями и сестрами даже тех людей, которые мне совсем не симпатичны, и трудиться над собой, чтобы их принять и полюбить.

Братство собиралось большим трудом, так как служение миссии, свидетельство о Христе во все времена – дело непростое, никто спасибо тебе не скажет, а плюнуть могут. Потому требуется постоянный труд и молитва. С самых первых дней жизни братства был заведен еженедельный литургический ритм, подготовка к причастию, а это подразумевает и пост, и личную молитву, главное – чистоту жизни.

– Есть ли сформулированное учение о братствах, свой «символ веры»?

А.А.: Он соответствует общецерковному Никео-Цареградскому. Пожалуй, нас отличают только внутренние принципы, сформулированные общим собранием в полном присутствии всех членов братства

Первое, чему мы учимся, это выстраивать свою жизнь по вере, а именно: личная молитва, не только по молитвослову, церковная молитва, регулярная, не просто постоять вместе со всеми, а быть в единой молитве, регулярность общения. Когда есть общая вера, общая церковная жизнь, у человека возникает «избыток сердца», что выражается в разного рода проектах – социальных, просветительских, образовательных. Всё это нуждается в финансовой поддержке со стороны самих участников.

Братство не может стать приходом по определению. Есть братства, которые родились на приходе, но Преображенское – внеприходское, однако всегда были и есть священники, которые служат, являясь членами братства, и братство поддерживает те храмы, в которых они служат.

Lari– В.А.: Есть миф о том, что мы якобы не покупаем свечи, просфоры и не подаем записки, но это лишь миф. Даже на оглашении я как катехизатор всегда произношу триаду: записка, свеча, просфора.

– Почему в большинстве храмов не принимают членов братств как своих прихожан? Недостаток информации?

– А.А.: Думаю, у всех причины разные и у всех внешние. Если есть общинный дух в храме, то одно собрание людей адекватно воспринимает другое собрание людей, а если его нет, то человек держится только за свое, за свою привычку молиться так, а не иначе, и тогда у него возникают страхи, что это может измениться.

– В.А.: Вспоминаю свидетельство одной духовной дочери отца Алексия Мечева, описывающей как она пришла в храм, а на ее месте кто-то стоит. Она подошла:

– Вы знаете, я здесь так привыкла стоять. Не могли бы вы перейти?

И слышит за спиной шаги отца Алексия:

– Двадцать пять лет стоишь, так ничему и не научилась.

– Как относятся члены братств к аскетическому деланию, Иисусовой молитве?

А.А.: Известна фраза, рожденная в начале XX века, время расцвета православной церкви в России: «вперед к отцам». Отцы, они были, есть и будут и являются некоторым фундаментальным пластом опыта жизни церкви, молитвенного, аскетического, до которого еще нужно дорасти. Сейчас есть тенденция, что с них пытаются начинать. А все те, кто занимается духовным образованием, они не могут их не изучать. Сейчас уже можно говорить о наличии у членов братств и опыта Иисусовой молитвы, и аскетических усилий.

– Ваши планы на будущее в Твери?

– Работа никогда не прекращалась, сейчас просто стало больше возможностей. Мы организуем проекты по научению совместному чтению Писания, обучению проповеди для мирян, помощи Тверской епархии в обучении церковных специалистов. Два-три раза в год мы посещаем ЛИУ-3 и колонию-поселение в селе Лукошино, где проводим беседы для туберкулезных заключенных, привозим подарки и необходимые продукты.

***

Сегодня мы не касались всех сторон в деятельности братств, думаем, что будет возможность и повод вернуться к этому в будущем. Желающих принять участие в дискуссиях по проблемам современной церковной жизни и высказать свое мнение приглашаем на семинары, которые регулярно проводит совместно с малыми братствами Миссионерский отдел Тверской епархии.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ЯНВАРЕ 2020

01.01.1948 – иерей Николай Силкин, церковь в честь Лазаря четверодневного, г. Тверь

02.01.1962 – иеродиакон Онисим (Маштаков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский р-н.

03.01.1947 – протоиерей Виктор Майоров, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Покровское, Фировский р-н.

03.01.1962 – протоиерей Петр Вознюк, благочинный Жарковского района, церковь в честь иконы Божией Матери «Владимирская», настоятель, п. Жарковский, Ржевская епархия.

03.01.1974 – протоиерей Иоанн Крылов, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Погорелое Городище, Зубцовский р-н, Ржевская епархия.

05.01.1974 – протоиерей Димитрий Лихачев, церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Козлово, Спировский р-н, Бежецкая епархия.

05.01.1976 – протоиерей Борис Колышкин, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

06.01.1963 – диакон Игорь Наумчик, кафедральный собор в честь Вознесения Господня, г. Кашин

8.01.1958 – иерей Василий Степаненков, церковь в честь иконы Божией Матери «Владимирская», п. Жарковский, Ржевская епархия.

12.01.1967 – протоиерей Роман Манилов, церковь в честь святителя Иоанна Шанхайского, настоятель, г. Тверь.

12.01.1969 – иерей Андрей Двинин, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Сухошины, Селижаровский р-н.

15.01.1972 – игумен Иов (Тараканов), Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

15.01.1959 – иерей Алексий Дмитриев, церковь в честь святого Георгия Победоносца, настоятель, с. Юрьевское, Старицкий р-н.

15.01.1992 – иерей Даниил Никитенко, собор в честь Вознесения Господня, г. Тверь.

16.01.1959 – игуменья Елисавета (Евдокимова), Богородицкий Житенный женский монастырь, настоятельница, г. Осташков.

19.01.1964 – диакон Игорь Зимарев, церковь в честь Лазаря четверодневного, г. Тверь.

19.01.1974 – протоиерей Валерий Антонов, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, п. Рамешки, Бежецкая епархия.

19.01.1976 – протоиерей Алексий Скородумов, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, п. Селижарово.

19.01.1981 – иерей Максим Мищенко, церковь в честь Василия Великого, г. Торжок.

19.01.1984 – иерей Александр Пасконов, церковь равноапп. Николая Японского, пос. Мирный, Оленинский р-н, Ржевская епархия.

21.01.1961 – иеродиакон Пахомий (Любавин), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский р-н.

21.01.1968 – иеромонах Гавриил (Хальченя), Борисоглебский мужской монастырь, г. Торжок.

23.01.1976 – протоиерей Владимир Евстигнеев, настоятель храма великомученицы Варвары, г. Ржев, Ржевская епархия.

26.01.1976 – протоиерей Николай Курбанов, церковь в честь Святителя Николая Мирликийского, настоятель, с. Емельяново, Старицкий р-н.

29.01.1953 – иеродиакон Адриан (Петров), Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В ЯНВАРЕ 2020

09.01.1950 – 70 лет – иеродиакон Георгий (Братчиков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

11.01.1970 – 50 лет – протоиерей Валерий Поляков, церковь в честь образа Спаса Нерукотворного, настоятель, с. Дулово, Конаковский р-н.

22.01.1965 – 55 лет – протоиерей Алексий Шевчук, Преображенский собор, г. Кимры.

23.01.1990 – 30 лет – иеродиакон Геласий (Чистяков), храм в честь Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова мужского монастыря, г. Тверь.

26.01.1975 – 45 лет – протоиерей Александр Юрков, церковь Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, с. Кушалино, Рамешковский район, Бежецкая епархия.

29.01.1975 – 45 лет – протоиерей Роман Ожерельев, Никольская церковь (подворье Христорождественского монастыря г. Твери), д. Ушаковские Горки, Старицкий район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В ЯНВАРЕ 2020

1.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Дмитрий Круглов, благочинный Зубцовского района, Успенская церковь, настоятель, г. Зубцов, Ржевская епархия.

01.01.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Геннадий Подгорный, собор в честь Вознесения Господня, г. Тверь.

2.01.2010 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Андрей Тярин, Спасо-Преображенская церковь, настоятель, с. Загородье, Максатихинский р-н, Бежецкая епархия.

07.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Олег Шерышев, церковь в честь сорока мучеников Севастийских, настоятель, г. Конаково.

08.01.1980 – 40 лет иерейской хиротонии – протоиерей Анатолий Волгин, церковь в честь преподобного Амвросия Оптинского, настоятель,г. Кувшиново.

08.01.1995 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Георгий Беляков, церковь в честь образа Спаса Нерукотворного в Спассе, настоятель, Торжокский р-н.

9.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Владимир Сафронов, Спасо-Георгиевская церковь, настоятель, с. Млево, Удомельский р-н, Бежецкая епархия.

19.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Борис Колышкин, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

20.01.1980 – 40 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Мискин, церковь в честь Рождества Богородицы в Поречье, настоятель, Калязинский р-н.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер