МОНАСТЫРЬ И ДВОЕ МОНАХОВ

КАК  ВОЗРОЖДАЮТСЯ  ПОРУГАННЫЕ  ОБИТЕЛИ

«Не курить. Огнеопасно» – так до недавнего времени встречал Свято-Успенский Желтиков монастырь под Тверью очень редких своих гостей. Эта надпись висела при входе на арке из красного кирпича – всё, что осталось от дореволюционной высокой каменной ограды с галереями-переходами и угловыми башнями.

Теперь вместо желтых запрещающих табличек поверх заросшего камня висит иконка Успения Богородицы и золотым по красному – «Христос Воскресе».

В монастыре всей братии два человека – иеромонах Агапит (Евдокимов), настоятель Архиерейского подворья церкви в честь Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова монастыря, и иеродиакон Геласий (Чистяков), насельник подворья.

КАНИКУЛЫ КОНЧИЛИСЬ

– 14 января мы получили указ о назначении в Желтиков монастырь. Горы снега, ни пройти ни проехать, – вспоминает свое возмущение Геласий. – А владыка сказал, чтобы как можно раньше начать служить.

А где служить-то? И мороз к тому же, февраль на дворе. Выделили нам ключ от полузакрывающейся железной двери под аркой, пола нет, потолка тоже, железо, трубы, кости чьи-то…. Где ныне пышный монастырский сад, где прогуливался святитель Арсений Тверской?

– Ну, – переглянулись мы, – вот, здесь и будем служить.

Принесли «пушки», заказали дверь, протопили, просушили. 23 февраля как штык отслужили первую литургию с владыкой.

– Первое время ходили побирались, – рассказывает отец Агапит, – чтобы хоть что-то заплатить хору. Молились, чтобы Господь дал нам хотя бы одного-двух, но постоянных певчих, и на протяжении полугода у нас постоянно приходил кто-то, кому платить вообще не пришлось. Все помогали бесплатно и сами предлагали помощь. Как матушка Наталья Борисова-Губская, например. Потом, когда к несомым послушаниям нас назначили в Никольское, бывшее подворье Желтикова монастыря, местный регент так испугалась наметившейся перспективы петь в добавок еще и в монастыре, но придя пару раз, прониклась и теперь с удовольствием приходит на каждую службу сама, даже от выходных отказывается.

ИЗ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН

GelaОтец Галасий не успел приоткрыть дверь калитки, как оттуда быстро прошмыгнула на свободу курочка и, одумавшись, все металась и никак не могла найти вход обратно.

– Вот курица, – заключил Геласий и окинул взглядом остальных жителей скромного курятника. – Вот и все наше хозяйство. Уже есть первые плоды, – он вынес из сторожки отрезанную бутылку с парой десятков белых яиц. – У нас и колодец имеется, правда пить из него страшно – склад-то горюче-смазочный.

Под охраной кошки с подбитым глазом спал, отдыхая от трудов в предбаннике сторожки, трудник. Голые провода, дыра в стене занавешена пледом, в серых облупленных проемах – новые пластиковые окна, первый большой подарок от сочувствующей благотворительницы.

Совсем недавно спроси, где тут монастырь, никто не в курсе. А сейчас дорогу уверенно показывают все жители местной деревни Борихино, даже маршрутчики.

– Святитель Арсений, епископ Тверской, основал его в знак примирения тверских и московских князей, – рассказывает отец Геласий. – Большую известность монастырь имел во времена средневековья, Успенский собор монастыря – уникальный памятник послемонгольской архитектуры, такого плана строения будут известны на Руси только через сто лет. Монастырь был тесно связан с жизнью его основателя, святителя Арсения Тверского. Мы, жители Твери, помним своего покровителя князя Михаила, но часто забываем про святителя Арсения, другого почитаемого покровителя нашего города. Когда литовские воины захватили собор и разграбили раку святителя, сняли драгоценный покров, один из воинов постелил его как попону на лошадь, но вместе с ней упал и погиб, а покров оказался наверху церкви. После этого, как считают, нашествие поляков и прекратилось

Есть предание, что Петр I хотел в этом монастыре постричь своего сына в монахи, потому здесь были устроены царские палаты, поставлена Алексеевская церковь. Сам Петр посещал этот монастырь, да и Елизавета Петровна – чтобы посмотреть место, где находился в заточении ее державный родственник, царевич Алексий.

Одна из наших задач – восстановить историческую справедливость, чтобы люди помнили своих святых, свою историю, культуру.

НЕСКОЛЬКО ЧУДЕС

В день, когда отца Агапита постригали в монахи в Ниловой пустыни, митрополит Виктор совершал здесь, на каменных обломках, чин закладки Успенского собора. Ну, кто знал, что бывший Тёма здесь окажется через полтора года настоятелем?

– Мы столько лет служили в «Белой Троице», – делится отец Агапит, – но никто и подумать не мог, что мы служим под колоколом, который родом из Свято-Успенского Желтикова монастыря. Звонница Троицкого собора собранная, и колокола там из разных мест, но перила шаткие, и подойти заглянуть под колокол никто никогда не решался. Когда затеяли на колокольне ремонт, поменяли полы, перевесили колокола. Проводя как-то экскурсию по собору, отец Геласий поднялся на колокольню показать панораму города и увидел надпись на перевернутом колоколе: «Вклад смиренного архимандрита Макария в дом Пресвятыя Богородицы Желтикова монастыря Тверского уезда».

Изначально священника Артемия Евдокимова хотели постричь в монахи с именем Акакий, в честь святителя Акакия, который освящал «Белую Троицу» и был похоронен в Желтиковом монастыре, но в итоге получился Агапит, в честь Агапита Печерского. А святитель Арсений пришел в Тверь из Киево-Печерской лавры. Вот все и собрались.

ОТКУДА БЕРУТСЯ МОНАХИ?

agapitСегодня монахи могут ходить в джинсах, ездить на машине, жить в квартире. Зачем тогда все эти аскетические сложности и трудности?

– Постригаться для показухи? Просто постричься и ходить в шелках? – отец Агапит быстро, но аккуратно поправил мантию. – Нет, надо этим жить, нести какое-то свое послушание. Это не потребность даже, это склад души.

– Помню наших троицких прихожанок, – иеродиакон Геласий вскинул челкой, – которые каждый день ходили на службу. Это у них потребность. Да, можно дома смотреть сериалы, можно и молиться круглосуточно, и акафисты петь – «я же в Бога верю». Но человеку интересно в храме, ему хочется туда идти. Так же и с монашеством, это смысл и образ всей жизни человека. Кому полегче – идет в общежительный, кому построже – соответственно. А у нас развалины, считай пустыня. Мы тут почти как Мария Египетская – совсем одни.

– А мне, наоборот, очень хочется поскорее сюда переехать, – взгрустнул отец Агапит. – И вообще, у нас тоже будет строго!

КОГДА ВСЕ СПЯТ

Когда все спят, ночью в Желтиковом горит свет. По средам совершается литургия. В этот час не видно разрухи, голой земли, отощавшей без тяжелого камня соборов, отсутствия некогда крепких преград на подступах к монастырю.

Несколько теней в прохладном драпированном полухраме под бывшей колокольней. Причастники молитвенного сумрака.

– Когда-то святитель Арсений принес в Желтиков Киево-Печерский устав, – объясняет отец Агапит, – мы решили ему последовать: раз в неделю там совершают ночную литургию со вторника на среду, а мы – со среды на четверг, в память о Тайной Вечери.

Первые два месяца на службе были только мы вдвоем, я служу, а отец Геласий поет. По началу было тяжело, а потом втянулись, люди пошли. Теперь без ночной литургии – никак.

УСТАВНОЙ КАПИТАЛ

– Мы Владимира Борисовича Архарова из фонда «Собор» сразу попросили: если что со Спасо-Преображенского собора останется, везите, нам любой стройматериал нужен. Так стали привозить обрубки метра полтора, – отец Агапит махнул на апофеоз из дерева, сваленного у входа. Из чего мы теперь строим большую трапезную, планируем расширять настоящую колокольню и строить отдельно стоящую, пятнадцатиметровую. Хотим оградить монастырь профлистом. Процесс возрождения долгий, но он идет, – ободряется отец Агапит.

ДОХОД ИЗМЕРЯЕТСЯ В ЛЮДЯХ

ludi– Благотворителей у нас нет, – отвечая на смс-ку, переключился отец Агапит, – зато есть Сергей Викторович Васильев и Владимир Борисович Ямской, наш староста и завхоз. Остальные – волонтеры. У молодежного отдела нашей епархии и Русского народного собора была совместная программа, в рамках которой к нам стали приезжать молодые люди из Москвы, принимать участие в субботниках по уборке монастырской территории. В первый раз отдел обещал, что на субботник придет человек шесть, а пришло – тридцать.

Помогало УФСИН, прибегают местные детишки из Борихино. Один сходил, рассказал другим, так и подтягиваются, друг друга зазывают. Бывает, приедем, а люди тут – без субботника – сами камни таскают, убираются.

Благотворители, благоукрасители нашей святой обители, они где-то, конечно, есть, но они еще не знают об этом, – уверен отец Агапит. – Дохода у нас никакого нет, но зато еще не было ни одной литургии, чтобы не было причастников.

МОНАШЕСКАЯ АРИФМЕТИКА

– Монахи, они ж как дети! – смеется отец Агапит. – Есть много хозяйственных дел, с которыми приходится сталкиваться впервые. – Сейчас переоформляем документы на землю и на вступление в программу «Развитие культуры и туризма» для реставрации монастыря. Сначала будем реставрировать братский корпус, который остался, и на него есть незавершенный проект, потом церковь Феодосия и Антония Печерских, игуменский корпус.

Тут одна ограда была пять метров в высоту, два в ширину и башни по углам. Сейчас даже на простенькую, из профлиста, оградку надо минимум 150–200 тысяч. А копать нельзя – нарушим археологический слой, потому ставить надо на железобетонные блоки, каждый по 2300, для территории в 500 м выходит на каждые 50 м, то есть 250 блоков, итого 600 тысяч на одни блоки.

– Коттеджный поселок построить дешевле, чем нам ограду поставить, – сделал вывод отец Геласий.

Конкурс, тендер, может, дадут десять миллионов, а может, сто, а выбить надо два миллиарда… Вот такая жизнь у современных монахов.

***

Два монаха в поле. Перед ними монастырь, был до них и после них будет.

Что ты, человече? Чего ищешь? Молись, и плачь, и радуйся.

Лидия Быша, наш корреспондент

***

ИЗ ИСТОРИИ ОБИТЕЛИ

 проектЖелтиков Успенский монастырь был основан Тверским епископом Арсением в 1394 году.

Он находился в 5 верстах к западу от Твери в излучине реки Тьмы, был обнесен каменной оградой длиной около 400 метров и окружён сосновым бором. Место это считалось одним
из красивейших в окрестностях Твери.

30 августа 1405 года в Желтиковом монастыре святитель Арсений освятил каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Кончина святителя Арсения последовала великим постом 1409 года. Он был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя Образа Нерукотворного Спаса Успенской церкви в гробнице, которую изготовил своими руками.

После закрытия в 1919 г. монастыря и национализации его имущества, ценностей, земель, разгона монахов комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения.

До начала Великой Отечественной Войны на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал при отступлении в октябре 1941 г. наших войск из Твери (тогда – Калинина). В послевоенное время на территории монастыря был развёрнут склад ГСМ войсковой части.

В 2011 году Николаевскому Малицкому монастырю было поручено заниматься вопросом передачи Тверской епархии земель монастыря и оформлением их как своего подворья.

С 14 января 2019 г. было определено образовать Религиозную организацию Архиерейское подворье храма Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова мужского монастыря.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В СЕНТЯБРЕ-ОКТЯБРЕ 2019

24.09.1951 – игуменья Евпраксия (Инбер), Вознесенский Оршин женский монастырь, настоятельница, с. Орша, Калининский район.

24.09.1975 – иерей Георгий Левчук, церковь Великомучеников и Исповедников Российских, г. Ржев, Ржевская епархия. 

25.09.1955 – иеродиакон Иларион (Хлопков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

25.09.1975 – протоиерей Алексий Соловьев, церковь в честь Введения Богородицы во храм, настоятель, с. Кравотынь, Осташковский район.

26.09.1956 – протоиерей Александр Мискин, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Поречье, Калязинский район.

26.09.1967 – протоиерей Артемий Рублев, благочинный Оленинского округа, церковь в честь равноапостольного Николая Японского, настоятель, п. Мирный, Оленинский район, Ржевская епархия.

27.09.1962 – игумен Феодор (Зеленов), Спасо-Преображенское Архиерейское подворье, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

***

01.10.1952 – иеромонах Петр (Карпенко), церковь в честь вмч. Димитрия Солунского, настоятель, д. Березино, Калининский район.

02.10.1975 – протоиерей Вадим Подгорный, церковь в честь Воздвижения Креста Господня, настоятель, с. Свердлово, Конаковский район.

04.10.1965 – иеромонах Силуан (Конев), Краснохолмское Свято-Николаевское Архиерейское подворье, настоятель, Бежецкая епархия.

07.10.1951 – протоиерей Алексий Цюркало, церковь в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, настоятель, п. Кесова Гора, Бежецкая епархия.

08.10.1970 – протоиерей Михаил Лебедик, благочинный Пеновского района, церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, настоятель, п. Пено , Ржевская епархия.

08.10.1985 – иерей Михаил Иванов, благочинный Краснохолмского округа, Троицкий храм, настоятель, п. Молоково, Бежецкая епархия.

12.10.1960 – иерей Вячеслав Савин, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Зайцево, Ржевская епархия.

12.10.1977 – протоиерей Антоний Сенченко, церковь в честь Рождества Богородицы, с. Городня на Волге, Конаковский район.

13.10.1980 – протоиерей Димитрий Марковский, благочинный Осташковского округа, собор в честь Вознесения Господня, настоятель, г. Осташков.

15.10.1961 – иерей Сергий Макаров, кафедральный собор в честь иконы Оковецкой Божией Матери, г. Ржев, Ржевская епархия. 

18.10.1966 – протоиерей Сергий Малышев, церковь в честь иконы Божией Матери «Балыкинская», г. Нелидово, Ржевская епархия.

18.10.1977 – иерей Валерий Алексеев, Корсунско-Богородицкий собор, г. Торопец, Ржевская епархия.

20.10.1976 – протоиерей Сергий Дроба, церковь в честь Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, в Красной Слободе, настоятель, г. Тверь.

22.10.1947 – иеромонах Стефан (Киричук), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

23.10.1961 – иерей Аркадий Заповитрянный, церковь в честь иконы Божией Матери «Озерянская», настоятель, с. Нерль, Кимрский р-н.

23.10.1966 – иерей Андрей Тярин, Спасо-Преображенская церковь, настоятель, с. Загородье, Максатихинский район, Бежецкая епархия.

25.10.1965 – игумен Афанасий (Панов), церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Стан, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

25.10.1976 – игумен Борис (Тулупов), Николаевский Малицкий мужской монастырь, д. Николо-Малица, Калининский район.

25.10.1976 – протоиерей Сергий Гаврышкив, благочинный церквей г. Торопца, церковь в честь Всех Святых, настоятель, г. Торопец, Ржевская епархия.

28.10.1950 – диакон Владимир Петров, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, г. Зубцов, Ржевская епархия.

30.10.1963 – протоиерей Виктор Савин, благочинный I-го Калининского округа, церковь Рождества Богородицы, настоятель, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ В СЕНТЯБРЕ-ОКТЯБРЕ 2019 

26.09.1954 – 65 лет – протоиерей Иоанн Денисенко, собор в честь Крещения Господня (Богоявленский), г. Вышний Волочек.

30.09.1984 – 35 лет – иерей Павел Шебуков, церковь в честь апостола и евангелиста Луки при горбольнице №4, г. Тверь.

***

10.10.1959 – 60 лет – иерей Михаил Рогозин, церковь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, г. Торжок.

11.10.1954 – 65 лет – иеромонах Варфоломей (Шабаршов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

22.10.1964 – 55 лет – архимандрит Аркадий (Губанов), благочинный монастырей и подворий, монастырь Нило-Столобенская пустынь, наместник, п. Светлица, Осташковский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В СЕНТЯБРЕ-ОКТЯБРЕ 2019

27.09.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Любавин, Воскресенский кафедральный собор, настоятель, г. Тверь

***

07.10.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – иеромонах Нил (Головин), монастырь Нило-Столобенская пустынь.

14.10.2004 – 15 лет диаконской хиротонии – диакон Алексий Гаврилов, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

14.10.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Виталий Симора, Воскресенская церковь (Трех Исповедников), настоятель, г. Тверь.

26.10.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Димитрий Заряцкий, церковь в честь Введения Божией Матери во храм, настоятель, г. Калязин.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер