МОЛИТЬСЯ  СТАЛО  ТРУДНЕЕ

LarisaНа вопросы читателей отвечает настоятельница Христорождественского монастыря г. Твери игуменья Лариса (Лобанова)

– Реальны ли для современного человека углубленная молитва и строгий образ жизни, и так ли уж они нужны всем?

– Для современного человека углубленная молитва и строгий образ жизни, конечно, возможны и не только в монастыре. Среди наших прихожан (особенно пожилого возраста) немало благочестивых людей, которые и молятся серьезно, и живут строго. А как иначе можно жить на современную пенсию? Какие излишества можно себе позволить? Если же говорить о христианских добродетелях, необходимых для преуспеяния в духовной жизни, то и тут надо отдать предпочтение людям пожилым. Они получили советское воспитание («один за всех, и все за одного», «сам погибай, а товарища выручай» и т.п.), жизнь их помяла и потерла. Поэтому доброты, сострадания, жертвенности и бескорыстия у них гораздо больше, чем у тех, кто вырос после развала Советского Союза, когда пошатнулись все общественные институты и нравственные устои. Более молодым и деятельным людям сейчас намного труднее и молиться, и жить строго. Уж больно много соблазнов в наше время: беспринципные и непристойные СМИ, большая помойка интернета, агрессивно навязывающие нашим соотечественникам терпимость к самому изощренному греху, индивидуализм и мещанство. Однако, и в молодежной среде встречаются богобоязненные и благочестивые люди. Такие среди наших прихожан есть. Рожают детей, сколько Бог пошлет, воспитывают их в христианских традициях, ходят в храм, молятся, совершают добрые дела. Я уверена, что углубленная молитва (в первую очередь за детей) и строгий образ жизни здесь неизбежны.

Всем ли нужны углубленная молитва и строгий образ жизни? Тем, кто хочет спастись – нужны. Если мы хотим, чтобы Господь нас услышал, помог и защитил, то надо стараться молиться осмысленно и внимательно. Простое вычитывание молитв, когда ум где-то блуждает, – напрасно потраченное время. И, если мы будем есть, пить и веселиться (исполнять похоти своей души), то очень маловероятно, что после смерти попадем в Царство Небесное. Как известно, туда ведут тесные врата.

В чем радость жизни в городском женском монастыре?

– О радости жизни с учетом того, что мир во зле лежит, и у каждого из нас душа больна грехом, говорить трудно. Важно то, что уверовав в Господа Иисуса Христа, мы обрели смысл жизни. Он в спасении души, т.е. в обожении – освобождении души от грехов и страстей через молитву, пост, покаяние и исполнение заповедей. И ничто не приносит такого удовлетворения и не радует так, как победа над своей греховной склонностью. Дорогого стоит и возможность ежедневно молиться в храме, часто исповедоваться, регулярно причащаться, жить единой семьей среди единомышленников. Жизнь живая, и в монастыре (как во всякой семье) бывают проблемы и конфликты. Однако всегда все разрешается прощением и примирением.

В сравнении с монастырями, расположенными в сельской местности, у городских есть как плюсы, так и минусы.

К плюсам, безусловно, надо отнести наличие электричества, водопровода, канализации и отопления. Это очень облегчает монашескую жизнь, освобождает силы и время для келейной молитвы и на Богослужении. Чем старше становишься, тем больше это ценишь. За счет дохода от храма можно восстанавливать монастырь, существовать самим и даже оказывать некоторую помощь нуждающимся.

Создать нормальные бытовые условия в сельских монастырях очень и очень непросто. И особого дохода от храма там нет (если это, конечно, не Дивеево и не Оптина). Надо искать благодетелей, что очень проблемно, учитывая экономическую обстановку в стране, или серьезно заниматься сельским хозяйством, чтобы как-то выжить. И где найти достаточное количество молодых сестер для этого? И как при этом не превратиться в колхоз?

К минусам жизни в городском монастыре надо отнести загазованный воздух и шум. Нам приходится, например, практически ежедневно звонить в службу спасения с жалобами на уличные рок-концерты, от которых у нас оконные стекла дрожат. Мы не спим до двенадцати, до часу ночи. И эта пытка длится с мая месяца. В сельских монастыря такого, конечно, не бывает.

Впрочем, все это хотя и существенные вещи, но внешнего порядка. Любой монастырь является духовной лечебницей и оазисом веры. В любом монастыре, если честно подвизаться, можно спастись. Господь о каждом промышляет и каждому дает то, что ему спасительнее. Кого-то Он приведет в сельский монастырь, кого-то в городской. За все – слава Богу!

***

МОЛИТВА ДОМА. СОВЕТЫ

Feofan1) Приступая к молитвословию, утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов… возбуди в душе соответствующее этому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце.

2) Никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности всё читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь».

3) Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.

4) Чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите – не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, – а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать.

5) Положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед.

6) Чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, – и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.

7) Никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своею личною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны.

Это последнее правило – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени.

8) Когда во время молитвы мысль отбежит – возврати ее. Опять отбежит – опять возврати. Так каждый раз. Всякий раз, что прочтено будет во время отбегания мысли и, следовательно, без внимания и чувства, не забывай перечитывать. И хоть бы твоя мысль несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно и не повторится или повторится не в такой силе.

9) Не тотчас кидайся на обыденные дела и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все окончил по отношению к Богу.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В ЯНВАРЕ 2020

01.01.1948 – иерей Николай Силкин, церковь в честь Лазаря четверодневного, г. Тверь

02.01.1962 – иеродиакон Онисим (Маштаков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский р-н.

03.01.1947 – протоиерей Виктор Майоров, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Покровское, Фировский р-н.

03.01.1962 – протоиерей Петр Вознюк, благочинный Жарковского района, церковь в честь иконы Божией Матери «Владимирская», настоятель, п. Жарковский, Ржевская епархия.

03.01.1974 – протоиерей Иоанн Крылов, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Погорелое Городище, Зубцовский р-н, Ржевская епархия.

05.01.1974 – протоиерей Димитрий Лихачев, церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Козлово, Спировский р-н, Бежецкая епархия.

05.01.1976 – протоиерей Борис Колышкин, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

06.01.1963 – диакон Игорь Наумчик, кафедральный собор в честь Вознесения Господня, г. Кашин

8.01.1958 – иерей Василий Степаненков, церковь в честь иконы Божией Матери «Владимирская», п. Жарковский, Ржевская епархия.

12.01.1967 – протоиерей Роман Манилов, церковь в честь святителя Иоанна Шанхайского, настоятель, г. Тверь.

12.01.1969 – иерей Андрей Двинин, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Сухошины, Селижаровский р-н.

15.01.1972 – игумен Иов (Тараканов), Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

15.01.1959 – иерей Алексий Дмитриев, церковь в честь святого Георгия Победоносца, настоятель, с. Юрьевское, Старицкий р-н.

15.01.1992 – иерей Даниил Никитенко, собор в честь Вознесения Господня, г. Тверь.

16.01.1959 – игуменья Елисавета (Евдокимова), Богородицкий Житенный женский монастырь, настоятельница, г. Осташков.

19.01.1964 – диакон Игорь Зимарев, церковь в честь Лазаря четверодневного, г. Тверь.

19.01.1974 – протоиерей Валерий Антонов, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, п. Рамешки, Бежецкая епархия.

19.01.1976 – протоиерей Алексий Скородумов, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, п. Селижарово.

19.01.1981 – иерей Максим Мищенко, церковь в честь Василия Великого, г. Торжок.

19.01.1984 – иерей Александр Пасконов, церковь равноапп. Николая Японского, пос. Мирный, Оленинский р-н, Ржевская епархия.

21.01.1961 – иеродиакон Пахомий (Любавин), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский р-н.

21.01.1968 – иеромонах Гавриил (Хальченя), Борисоглебский мужской монастырь, г. Торжок.

23.01.1976 – протоиерей Владимир Евстигнеев, настоятель храма великомученицы Варвары, г. Ржев, Ржевская епархия.

26.01.1976 – протоиерей Николай Курбанов, церковь в честь Святителя Николая Мирликийского, настоятель, с. Емельяново, Старицкий р-н.

29.01.1953 – иеродиакон Адриан (Петров), Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В ЯНВАРЕ 2020

09.01.1950 – 70 лет – иеродиакон Георгий (Братчиков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

11.01.1970 – 50 лет – протоиерей Валерий Поляков, церковь в честь образа Спаса Нерукотворного, настоятель, с. Дулово, Конаковский р-н.

22.01.1965 – 55 лет – протоиерей Алексий Шевчук, Преображенский собор, г. Кимры.

23.01.1990 – 30 лет – иеродиакон Геласий (Чистяков), храм в честь Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова мужского монастыря, г. Тверь.

26.01.1975 – 45 лет – протоиерей Александр Юрков, церковь Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, с. Кушалино, Рамешковский район, Бежецкая епархия.

29.01.1975 – 45 лет – протоиерей Роман Ожерельев, Никольская церковь (подворье Христорождественского монастыря г. Твери), д. Ушаковские Горки, Старицкий район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В ЯНВАРЕ 2020

1.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Дмитрий Круглов, благочинный Зубцовского района, Успенская церковь, настоятель, г. Зубцов, Ржевская епархия.

01.01.2005 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Геннадий Подгорный, собор в честь Вознесения Господня, г. Тверь.

2.01.2010 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Андрей Тярин, Спасо-Преображенская церковь, настоятель, с. Загородье, Максатихинский р-н, Бежецкая епархия.

07.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Олег Шерышев, церковь в честь сорока мучеников Севастийских, настоятель, г. Конаково.

08.01.1980 – 40 лет иерейской хиротонии – протоиерей Анатолий Волгин, церковь в честь преподобного Амвросия Оптинского, настоятель,г. Кувшиново.

08.01.1995 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Георгий Беляков, церковь в честь образа Спаса Нерукотворного в Спассе, настоятель, Торжокский р-н.

9.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Владимир Сафронов, Спасо-Георгиевская церковь, настоятель, с. Млево, Удомельский р-н, Бежецкая епархия.

19.01.2000 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Борис Колышкин, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

20.01.1980 – 40 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Мискин, церковь в честь Рождества Богородицы в Поречье, настоятель, Калязинский р-н.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер