МОЛИТЬСЯ  СТАЛО  ТРУДНЕЕ

LarisaНа вопросы читателей отвечает настоятельница Христорождественского монастыря г. Твери игуменья Лариса (Лобанова)

– Реальны ли для современного человека углубленная молитва и строгий образ жизни, и так ли уж они нужны всем?

– Для современного человека углубленная молитва и строгий образ жизни, конечно, возможны и не только в монастыре. Среди наших прихожан (особенно пожилого возраста) немало благочестивых людей, которые и молятся серьезно, и живут строго. А как иначе можно жить на современную пенсию? Какие излишества можно себе позволить? Если же говорить о христианских добродетелях, необходимых для преуспеяния в духовной жизни, то и тут надо отдать предпочтение людям пожилым. Они получили советское воспитание («один за всех, и все за одного», «сам погибай, а товарища выручай» и т.п.), жизнь их помяла и потерла. Поэтому доброты, сострадания, жертвенности и бескорыстия у них гораздо больше, чем у тех, кто вырос после развала Советского Союза, когда пошатнулись все общественные институты и нравственные устои. Более молодым и деятельным людям сейчас намного труднее и молиться, и жить строго. Уж больно много соблазнов в наше время: беспринципные и непристойные СМИ, большая помойка интернета, агрессивно навязывающие нашим соотечественникам терпимость к самому изощренному греху, индивидуализм и мещанство. Однако, и в молодежной среде встречаются богобоязненные и благочестивые люди. Такие среди наших прихожан есть. Рожают детей, сколько Бог пошлет, воспитывают их в христианских традициях, ходят в храм, молятся, совершают добрые дела. Я уверена, что углубленная молитва (в первую очередь за детей) и строгий образ жизни здесь неизбежны.

Всем ли нужны углубленная молитва и строгий образ жизни? Тем, кто хочет спастись – нужны. Если мы хотим, чтобы Господь нас услышал, помог и защитил, то надо стараться молиться осмысленно и внимательно. Простое вычитывание молитв, когда ум где-то блуждает, – напрасно потраченное время. И, если мы будем есть, пить и веселиться (исполнять похоти своей души), то очень маловероятно, что после смерти попадем в Царство Небесное. Как известно, туда ведут тесные врата.

В чем радость жизни в городском женском монастыре?

– О радости жизни с учетом того, что мир во зле лежит, и у каждого из нас душа больна грехом, говорить трудно. Важно то, что уверовав в Господа Иисуса Христа, мы обрели смысл жизни. Он в спасении души, т.е. в обожении – освобождении души от грехов и страстей через молитву, пост, покаяние и исполнение заповедей. И ничто не приносит такого удовлетворения и не радует так, как победа над своей греховной склонностью. Дорогого стоит и возможность ежедневно молиться в храме, часто исповедоваться, регулярно причащаться, жить единой семьей среди единомышленников. Жизнь живая, и в монастыре (как во всякой семье) бывают проблемы и конфликты. Однако всегда все разрешается прощением и примирением.

В сравнении с монастырями, расположенными в сельской местности, у городских есть как плюсы, так и минусы.

К плюсам, безусловно, надо отнести наличие электричества, водопровода, канализации и отопления. Это очень облегчает монашескую жизнь, освобождает силы и время для келейной молитвы и на Богослужении. Чем старше становишься, тем больше это ценишь. За счет дохода от храма можно восстанавливать монастырь, существовать самим и даже оказывать некоторую помощь нуждающимся.

Создать нормальные бытовые условия в сельских монастырях очень и очень непросто. И особого дохода от храма там нет (если это, конечно, не Дивеево и не Оптина). Надо искать благодетелей, что очень проблемно, учитывая экономическую обстановку в стране, или серьезно заниматься сельским хозяйством, чтобы как-то выжить. И где найти достаточное количество молодых сестер для этого? И как при этом не превратиться в колхоз?

К минусам жизни в городском монастыре надо отнести загазованный воздух и шум. Нам приходится, например, практически ежедневно звонить в службу спасения с жалобами на уличные рок-концерты, от которых у нас оконные стекла дрожат. Мы не спим до двенадцати, до часу ночи. И эта пытка длится с мая месяца. В сельских монастыря такого, конечно, не бывает.

Впрочем, все это хотя и существенные вещи, но внешнего порядка. Любой монастырь является духовной лечебницей и оазисом веры. В любом монастыре, если честно подвизаться, можно спастись. Господь о каждом промышляет и каждому дает то, что ему спасительнее. Кого-то Он приведет в сельский монастырь, кого-то в городской. За все – слава Богу!

***

МОЛИТВА ДОМА. СОВЕТЫ

Feofan1) Приступая к молитвословию, утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов… возбуди в душе соответствующее этому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце.

2) Никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности всё читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь».

3) Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.

4) Чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите – не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, – а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать.

5) Положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед.

6) Чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, – и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.

7) Никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своею личною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны.

Это последнее правило – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени.

8) Когда во время молитвы мысль отбежит – возврати ее. Опять отбежит – опять возврати. Так каждый раз. Всякий раз, что прочтено будет во время отбегания мысли и, следовательно, без внимания и чувства, не забывай перечитывать. И хоть бы твоя мысль несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно и не повторится или повторится не в такой силе.

9) Не тотчас кидайся на обыденные дела и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все окончил по отношению к Богу.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В СЕНТЯБРЕ-ОКТЯБРЕ 2019

24.09.1951 – игуменья Евпраксия (Инбер), Вознесенский Оршин женский монастырь, настоятельница, с. Орша, Калининский район.

24.09.1975 – иерей Георгий Левчук, церковь Великомучеников и Исповедников Российских, г. Ржев, Ржевская епархия. 

25.09.1955 – иеродиакон Иларион (Хлопков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

25.09.1975 – протоиерей Алексий Соловьев, церковь в честь Введения Богородицы во храм, настоятель, с. Кравотынь, Осташковский район.

26.09.1956 – протоиерей Александр Мискин, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Поречье, Калязинский район.

26.09.1967 – протоиерей Артемий Рублев, благочинный Оленинского округа, церковь в честь равноапостольного Николая Японского, настоятель, п. Мирный, Оленинский район, Ржевская епархия.

27.09.1962 – игумен Феодор (Зеленов), Спасо-Преображенское Архиерейское подворье, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

***

01.10.1952 – иеромонах Петр (Карпенко), церковь в честь вмч. Димитрия Солунского, настоятель, д. Березино, Калининский район.

02.10.1975 – протоиерей Вадим Подгорный, церковь в честь Воздвижения Креста Господня, настоятель, с. Свердлово, Конаковский район.

04.10.1965 – иеромонах Силуан (Конев), Краснохолмское Свято-Николаевское Архиерейское подворье, настоятель, Бежецкая епархия.

07.10.1951 – протоиерей Алексий Цюркало, церковь в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, настоятель, п. Кесова Гора, Бежецкая епархия.

08.10.1970 – протоиерей Михаил Лебедик, благочинный Пеновского района, церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, настоятель, п. Пено , Ржевская епархия.

08.10.1985 – иерей Михаил Иванов, благочинный Краснохолмского округа, Троицкий храм, настоятель, п. Молоково, Бежецкая епархия.

12.10.1960 – иерей Вячеслав Савин, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Зайцево, Ржевская епархия.

12.10.1977 – протоиерей Антоний Сенченко, церковь в честь Рождества Богородицы, с. Городня на Волге, Конаковский район.

13.10.1980 – протоиерей Димитрий Марковский, благочинный Осташковского округа, собор в честь Вознесения Господня, настоятель, г. Осташков.

15.10.1961 – иерей Сергий Макаров, кафедральный собор в честь иконы Оковецкой Божией Матери, г. Ржев, Ржевская епархия. 

18.10.1966 – протоиерей Сергий Малышев, церковь в честь иконы Божией Матери «Балыкинская», г. Нелидово, Ржевская епархия.

18.10.1977 – иерей Валерий Алексеев, Корсунско-Богородицкий собор, г. Торопец, Ржевская епархия.

20.10.1976 – протоиерей Сергий Дроба, церковь в честь Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, в Красной Слободе, настоятель, г. Тверь.

22.10.1947 – иеромонах Стефан (Киричук), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

23.10.1961 – иерей Аркадий Заповитрянный, церковь в честь иконы Божией Матери «Озерянская», настоятель, с. Нерль, Кимрский р-н.

23.10.1966 – иерей Андрей Тярин, Спасо-Преображенская церковь, настоятель, с. Загородье, Максатихинский район, Бежецкая епархия.

25.10.1965 – игумен Афанасий (Панов), церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, с. Стан, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

25.10.1976 – игумен Борис (Тулупов), Николаевский Малицкий мужской монастырь, д. Николо-Малица, Калининский район.

25.10.1976 – протоиерей Сергий Гаврышкив, благочинный церквей г. Торопца, церковь в честь Всех Святых, настоятель, г. Торопец, Ржевская епархия.

28.10.1950 – диакон Владимир Петров, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, г. Зубцов, Ржевская епархия.

30.10.1963 – протоиерей Виктор Савин, благочинный I-го Калининского округа, церковь Рождества Богородицы, настоятель, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ В СЕНТЯБРЕ-ОКТЯБРЕ 2019 

26.09.1954 – 65 лет – протоиерей Иоанн Денисенко, собор в честь Крещения Господня (Богоявленский), г. Вышний Волочек.

30.09.1984 – 35 лет – иерей Павел Шебуков, церковь в честь апостола и евангелиста Луки при горбольнице №4, г. Тверь.

***

10.10.1959 – 60 лет – иерей Михаил Рогозин, церковь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, г. Торжок.

11.10.1954 – 65 лет – иеромонах Варфоломей (Шабаршов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

22.10.1964 – 55 лет – архимандрит Аркадий (Губанов), благочинный монастырей и подворий, монастырь Нило-Столобенская пустынь, наместник, п. Светлица, Осташковский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В СЕНТЯБРЕ-ОКТЯБРЕ 2019

27.09.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Любавин, Воскресенский кафедральный собор, настоятель, г. Тверь

***

07.10.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – иеромонах Нил (Головин), монастырь Нило-Столобенская пустынь.

14.10.2004 – 15 лет диаконской хиротонии – диакон Алексий Гаврилов, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

14.10.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Виталий Симора, Воскресенская церковь (Трех Исповедников), настоятель, г. Тверь.

26.10.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Димитрий Заряцкий, церковь в честь Введения Божией Матери во храм, настоятель, г. Калязин.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер