МОЛОДЕЖЬ теряет веру?

«Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика» – эта фраза широко известна. Конечно, и в ней только доля шутки, но статистически подсчитать какая – весьма непросто. Как и измерить социологическими методами религиозность. Тем не менее социологи регулярно этим занимаются, особенно когда для того есть весомый новостной повод.

Так случилось и на этот раз, на пике гатчинского скандала, когда в одном из храмов Ленинградской области священник недостаточно аккуратно совершил Таинство Крещения над годовалым младенцем, что вызвало всплеск негодования широкой общественности, решившей «научить попов крестить детей».

Что называется, ещё не обсох младенец, как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос на тему «Православная вера и Таинство Крещения». Опрос, безусловно, крайне интересный, но вызывающий немало вопросов. Причём как к методологии исследования, так и к его результатам и выводам.

А главный вывод, который по итогам опроса (а точнее, на основе одного его показателя: «37% молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет заявляют, что они неверующие», притом что «сторонников Православия» в этой возрастной группе – лишь 23%), сделал директор ВЦИОМ по работе с органами государственной власти Кирилл Родин, поистине сенсационен:

«Стоит серьёзно осмыслить усиливающийся тренд формирования кризиса веры вообще и православия в частности».

Для начала о методологии исследования. Не нужно быть профессиональным социологом, чтобы понять, что метод «ВЦИОМ-СПУТНИК», когда опрос проходит в виде телефонного интервью по случайной выборке стационарных и мобильных номеров не менее чем в 80 российских регионах, достаточно прост, оперативен, однако не вполне достоверен. Особенно когда речь идёт о ценностных вопросах.

Поясню на примере прошедшего опроса. Представьте себе среднестатистического молодого человека 18-24 лет, которому позвонили по телефону и начали задавать вопросы о вере. Представили? Вот-вот.

Но допустим, молодых собеседников всё-таки нашли. Угадайте, кто из них охотнее будет говорить на религиозную тему? Правильно: в основном те, кто в этом хоть что-то смыслит. А это либо люди воцерковлённые (каковых, надо признать, меньшинство), либо, напротив, отрицательно относящиеся к Церкви или религии вообще. Последние, хотя и тоже находятся в абсолютном меньшинстве, в отличие от православной молодёжи, куда более активны и агрессивны. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на антицерковные паблики.

От методологии – к цифрам. На первый взгляд, 37% молодых атеистов против 23% молодых православных действительно шокируют. Но давайте посмотрим на следующую возрастную группу опроса – от 25 до 34 лет (старшая молодёжь). Можно ли сказать, что это уже совсем другое поколение?

В группе респондентов от 25 до 34 лет доля сторонников православия... 62%.

То есть почти в три (!) раза больше, чем у младшей молодёжи. Неверующих же среди 25–34-летних опрошенных – только 16% (у людей среднего возраста – 35–44 лет – лишь 11%).

Справедливо ли утверждение представителя ВЦИОМ о «кризисе веры вообще и православия в частности»?

Итак, повторюсь, что к числам, озвученным в результате этого опроса, стоит относиться критично. Хотя с тенденцией не поспоришь. Конечно, никакой это не «кризис Православия», но факт остаётся фактом: личный кризис веры вполне закономерен для позднего подросткового и юношеского возраста. И здесь социология тесно переплетается с... физиологией: ни для кого не секрет, что в период полового созревания большинство подростков, даже из верующих семей, зачастую переоценивают ценности, на которых были воспитаны. Более того, значительная часть, если не большинство воцерковлённых детей в возрасте старше 14 лет перестают посещать богослужения и участвовать в таинствах. И это касается не только Православия.

Но надо признать, что ещё в одной тенденции опрос, судя по всему, прав – увеличении доли неверующих в старших возрастных группах. То есть в поколении родителей тех самых «юных атеистов». Так, в возрастной группе от 45 до 59 лет неверующих уже 13%, а в самой старшей группе – 14%. Налицо тот самый разрыв традиции, приходящийся на людей, выросших в советские годы.

И здесь придётся признать правоту ещё одного вывода представителя ВЦИОМ Кирилла Родина:

«Отставание в модернизации старых форматов взаимодействия с молодёжью может стать роковой вехой в определении нового места и роли института веры в обществе».

Миссия среди подростков и молодёжи должна быть ненавязчивой, но методично и доходчиво развенчивающей антицерковные мифы. А потому озвученные ВЦИОМ числа очень важны, чтобы у нас, православных христиан, не возникало благостных иллюзий о современном мире.

И ровно то же самое стоит напомнить не только Церкви, но и государству. Это наглядно показали акции протеста, на которые старшеклассники и студенты выходят куда охотнее даже старшей молодёжи. Да, и здесь во многом сказывается возрастная физиология.

Чтобы молодые радикалы становились осмысленными государственниками, необходима чёткая национальная идея. Которая в России может быть связана только с Православием.

Михаил Тюренков

(Печатается с сокращениями.

Полностью на страницах телеканала «Царьград» в соцсетях

https://tsargrad.tv/articles/vera-vzveshennaja-na-vesah-chto-govorjat-o-pravoslavii-cifry-vciom_212724)

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В АВГУСТЕ-СЕНТЯБРЕ 2019

28.08.1971 – иерей Александр Рожков, Христорождественский монастырь, г. Тверь.

29.08.1988 – иерей Димитрий Ярмолич, Свято-Екатерининский монастырь, г. Тверь.

***

01.09.1946 – монахиня Иоанна (Калашникова), Свято-Тихоновский женский монастырь, настоятельница, г. Торопец, Ржевская епархия.

01.09.1973 – иерей Илья Туренко, церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, с. Верхняя Троица, Кашинский район.

07.09.1963 – иерей Сергий Богданов, Михаило-Архангельская церковь, г. Тверь

15.09.1957 – протоиерей Сергий Чивиков, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, настоятель, п. Селижарово.

16.09.1978 – иерей Сергий Гатауллин, церковь в честь Рождества Христова, настоятель, с. Луковниково, Старицкий район.

16.09.1981 – иеромонах Иоасаф (Баркалов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

19.09.1986 – протоиерей Владимир Цымбал, Богородицкий Житенный женский монастырь, старший священник, г. Осташков.

21.09.1958 – протоиерей Вячеслав Булойчик, церковь в честь вмч. Георгия Победоносца, настоятель, г. Тверь.

21.09.1978 – иерей Димитрий Кульков, церковь в честь Воскресения Христова (Трех Исповедников), г. Тверь.

22.09.1980 – иерей Тарасий Гаврышкив, церковь в честь преподобного Исаакия Торопецкого, настоятель, Западнодвинский район, п. Старая Торопа, Ржевская епархия.

24.09.1951 – игуменья Евпраксия (Инбер), Вознесенский Оршин женский монастырь, настоятельница, с. Орша, Калининский район.

24.09.1975 – иерей Георгий Левчук, церковь Великомучеников и Исповедников Российских, г. Ржев, Ржевская епархия. 

25.09.1955 – иеродиакон Иларион (Хлопков), монастырь Нило-Столобенская пустынь, п. Светлица, Осташковский район.

25.09.1975 – протоиерей Алексий Соловьев, церковь в честь Введения Богородицы во храм, настоятель, с. Кравотынь, Осташковский район.

26.09.1956 – протоиерей Александр Мискин, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Поречье, Калязинский район.

26.09.1967 – протоиерей Артемий Рублев, благочинный Оленинского округа, церковь в честь равноапостольного Николая Японского, настоятель, п. Мирный, Оленинский район, Ржевская епархия.

27.09.1962 – игумен Феодор (Зеленов), Спасо-Преображенское Архиерейское подворье, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В АВГУСТЕ-СЕНТЯБРЕ 2019 

30.08.1959 – 60 лет – иерей Сергий Молотков, собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, настоятель, д. Краснодубье, Торопецкий район, Ржевская епархия.

***

01.09.1984 – 35 лет – иерей Юрий Иванов, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Спасское, Калязинский район.

06.09.1979 – 40 лет – протодиакон Роман Соколов, кафедральный Воскресенский собор, г. Тверь.

09.09.1954 – 65 лет – протоиерей Владимир Гревцев, секретарь Ржевской епархии, собор в честь иконы Божией Матери «Корсунская», настоятель, г. Торопец, Ржевская епархия.

15.09.1974 – 45 лет – протоиерей Владимир Кириллов, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

23.09.1969 – 50 лет – иерей Евгений Демидов, церковь  Покрова Божией Матери, настоятель, с. Поведь, Торжокский район.

26.09.1954 – 65 лет – протоиерей Иоанн Денисенко, собор в честь Крещения Господня (Богоявленский), г. Вышний Волочек.

30.09.1984 – 35 лет – иерей Павел Шебуков, церковь в честь апостола и евангелиста Луки при горбольнице №4, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В АВГУСТЕ-СЕНТЯБРЕ 2019

27.08.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Владимир Евстигнеев, церковь в честь великомученицы Варвары, настоятель, г. Ржев, Ржевская епархия.

29.08.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – игумен Корнилий (Малинин), церковь в честь Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, настоятель, г. Торжок.

***

03.09.2004 – 15 лет иерейской хиротонии – иерей Иоанн Носков, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Иванищи, Старицкий район.

04.09.2009 – 10 лет диаконской хиротонии – диакон Александр Евдокимов, собор в честь Вознесения Господня, г. Тверь.

19.09.2004 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Антоний Сенченко, церковь в честь Рождества Богородицы, с. Городня на Волге, Конаковский район.

21.09.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – иерей Василий Кукушкин, церковь в честь иконы Божией Матери «Иверская», настоятель, с. Лыкошино, Бологовский район.

21.09.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Петр Губанов, благочинный Удомельского округа, Князь-Владимирский собор, настоятель, г. Удомля, Бежецкая епархия.

27.09.1994 – 25 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Любавин, Воскресенский кафедральный собор, настоятель, г. Тверь

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер

sntybr