МОЛОДЕЖЬ теряет веру?

«Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика» – эта фраза широко известна. Конечно, и в ней только доля шутки, но статистически подсчитать какая – весьма непросто. Как и измерить социологическими методами религиозность. Тем не менее социологи регулярно этим занимаются, особенно когда для того есть весомый новостной повод.

Так случилось и на этот раз, на пике гатчинского скандала, когда в одном из храмов Ленинградской области священник недостаточно аккуратно совершил Таинство Крещения над годовалым младенцем, что вызвало всплеск негодования широкой общественности, решившей «научить попов крестить детей».

Что называется, ещё не обсох младенец, как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос на тему «Православная вера и Таинство Крещения». Опрос, безусловно, крайне интересный, но вызывающий немало вопросов. Причём как к методологии исследования, так и к его результатам и выводам.

А главный вывод, который по итогам опроса (а точнее, на основе одного его показателя: «37% молодёжи в возрасте от 18 до 24 лет заявляют, что они неверующие», притом что «сторонников Православия» в этой возрастной группе – лишь 23%), сделал директор ВЦИОМ по работе с органами государственной власти Кирилл Родин, поистине сенсационен:

«Стоит серьёзно осмыслить усиливающийся тренд формирования кризиса веры вообще и православия в частности».

Для начала о методологии исследования. Не нужно быть профессиональным социологом, чтобы понять, что метод «ВЦИОМ-СПУТНИК», когда опрос проходит в виде телефонного интервью по случайной выборке стационарных и мобильных номеров не менее чем в 80 российских регионах, достаточно прост, оперативен, однако не вполне достоверен. Особенно когда речь идёт о ценностных вопросах.

Поясню на примере прошедшего опроса. Представьте себе среднестатистического молодого человека 18-24 лет, которому позвонили по телефону и начали задавать вопросы о вере. Представили? Вот-вот.

Но допустим, молодых собеседников всё-таки нашли. Угадайте, кто из них охотнее будет говорить на религиозную тему? Правильно: в основном те, кто в этом хоть что-то смыслит. А это либо люди воцерковлённые (каковых, надо признать, меньшинство), либо, напротив, отрицательно относящиеся к Церкви или религии вообще. Последние, хотя и тоже находятся в абсолютном меньшинстве, в отличие от православной молодёжи, куда более активны и агрессивны. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на антицерковные паблики.

От методологии – к цифрам. На первый взгляд, 37% молодых атеистов против 23% молодых православных действительно шокируют. Но давайте посмотрим на следующую возрастную группу опроса – от 25 до 34 лет (старшая молодёжь). Можно ли сказать, что это уже совсем другое поколение?

В группе респондентов от 25 до 34 лет доля сторонников православия... 62%.

То есть почти в три (!) раза больше, чем у младшей молодёжи. Неверующих же среди 25–34-летних опрошенных – только 16% (у людей среднего возраста – 35–44 лет – лишь 11%).

Справедливо ли утверждение представителя ВЦИОМ о «кризисе веры вообще и православия в частности»?

Итак, повторюсь, что к числам, озвученным в результате этого опроса, стоит относиться критично. Хотя с тенденцией не поспоришь. Конечно, никакой это не «кризис Православия», но факт остаётся фактом: личный кризис веры вполне закономерен для позднего подросткового и юношеского возраста. И здесь социология тесно переплетается с... физиологией: ни для кого не секрет, что в период полового созревания большинство подростков, даже из верующих семей, зачастую переоценивают ценности, на которых были воспитаны. Более того, значительная часть, если не большинство воцерковлённых детей в возрасте старше 14 лет перестают посещать богослужения и участвовать в таинствах. И это касается не только Православия.

Но надо признать, что ещё в одной тенденции опрос, судя по всему, прав – увеличении доли неверующих в старших возрастных группах. То есть в поколении родителей тех самых «юных атеистов». Так, в возрастной группе от 45 до 59 лет неверующих уже 13%, а в самой старшей группе – 14%. Налицо тот самый разрыв традиции, приходящийся на людей, выросших в советские годы.

И здесь придётся признать правоту ещё одного вывода представителя ВЦИОМ Кирилла Родина:

«Отставание в модернизации старых форматов взаимодействия с молодёжью может стать роковой вехой в определении нового места и роли института веры в обществе».

Миссия среди подростков и молодёжи должна быть ненавязчивой, но методично и доходчиво развенчивающей антицерковные мифы. А потому озвученные ВЦИОМ числа очень важны, чтобы у нас, православных христиан, не возникало благостных иллюзий о современном мире.

И ровно то же самое стоит напомнить не только Церкви, но и государству. Это наглядно показали акции протеста, на которые старшеклассники и студенты выходят куда охотнее даже старшей молодёжи. Да, и здесь во многом сказывается возрастная физиология.

Чтобы молодые радикалы становились осмысленными государственниками, необходима чёткая национальная идея. Которая в России может быть связана только с Православием.

Михаил Тюренков

(Печатается с сокращениями.

Полностью на страницах телеканала «Царьград» в соцсетях

https://tsargrad.tv/articles/vera-vzveshennaja-na-vesah-chto-govorjat-o-pravoslavii-cifry-vciom_212724)

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В НОЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 2019

28.11.1971 – протоиерей Ярослав Шведов, секретарь Бежецкой епархии, благочинный Бежецкого округа, Спасский кафедральный собор, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

01.12.1961 – протоиерей Константин Чайкин, благочинный Ржевского районного округа, Вознесенский собор, настоятель, г. Ржев, Ржевская епархия.

02.12.1987 – иерей Игорь Киричук, Успенский храм, г. Вышний Волочек.

06.12.1965 – протоиерей Владимир Мужичковский, благочинный храмов Калязинского округа, церковь в честь Вознесения Господня, настоятель, г. Калязин.

07.12.1975 – иерей Алексий Брагин, церковь святителя Николая Чудотворца, с. Старый Погост, Калининский район.

08.12.1987 – диакон Алексий Хомутов, собор в честь Преображения Господня, г. Кимры.

13.12.1968 – протоиерей Александр Рожок, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, с. Прямухино, Кувшиновский район.

14.12.1971 – протоиерей Валентин Бонилья, церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятель, с. Вырец, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

15.12.1971 – иерей Дионисий Коньков, Казанский храм, пос. Власьево, г. Тверь.

16.12.1966 – протоиерей Андрей Копач, благочинный Андреапольского района, Иово-Тихонская церковь, настоятель, г. Андреаполь, Ржевская епархия.

16.12.1966 – протоиерей Олег Маскинский, Вознесенская церковь, г. Кимры.

16.12.1977 – игумен Димитрий (Севостьянов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, Осташковский район.

18.12.1971 – иеромонах Фаддей (Пестов), монастырь Нило-Столобенская пустынь, Осташковский район.

19.12.1982 – иерей Сергий Лапшин, церковь в честь Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца в Красной Слободе, г. Тверь.

22.12.1946 – иерей Евгений Антонов, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», п. Власьево, г. Тверь.

24.12.1956 – протоиерей Игорь Остаев, церковь в честь иконы Божией Матери «Смоленская», настоятель, с. Ильинское, Кимрский район.

26.12.1973 – протоиерей Игорь Грибанский, храм св. блгв. князя Александра Невского, настоятель, с. Алексейково, Лесной район, Бежецкая епархия.

27.12.1983 – иерей Максим Казван, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.

ЮБИЛЕИ В ДЕКАБРЕ 2019 

04.12.1959 – 60 лет – протоиерей Павел Сорочинский, благочинный I-го Тверского округа, и.о. настоятеля Вознесенского собора г. Твери.

05.12.1964 – 55 лет – протоиерей Тимофей Петров, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Щелково, Кимрский район.

12.12.1984 – 35 лет – иерей Илья Танин, церковь в честь преподобного Серафима Саровского, г. Тверь.

25.12.1969 – 50 лет – протоиерей Андрей Андронов, церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины, настоятель, п. Редкино, Конаковский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В НОЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 2019

29.11.1999 - 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Тимофей Петров, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Щелково, Кимрский район.

04.12.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Хлебников, церковь в честь Воскресения Христова, настоятель, с. Прутня, Торжокский район.

04.12.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Димитрий Кульков, церковь в честь Воскресения Христова («Трех Исповедников»), г. Тверь.

06.12.2004 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Андрей Андронов, церковь в честь равноапостольной Марии Магдалины, настоятель, п. Редкино, Конаковский район.

07.12.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Александр Сопига, церковь в честь Вознесения Христова, настоятель, с. Тешилово, Конаковский район.

13.12.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Андрей Молотков, благочинный Торопецкого округа, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, с. Красноселье, Торопецкий район, Ржевская епархия.

17.12.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Александр Смирнов, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, п. Солнечный, Вышневолоцкий район.

20.12.1999 – 20 лет диаконской хиротонии – протодиакон Роман Соколов, Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь.    

24.12.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Сергий Чивиков, церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, настоятель, п. Селижарово.

31.12.2004 – 15 лет иерейской хиротонии – протоиерей Вадим Желябовский, Иоанно-Предтеченская церковь, п. Козлово.

31.12.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Андрей Гришаенков, храм-часовня в честь сщмч. Серафима Чичагова в/ч 03127, настоятель, г. Тверь.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер

dekabr