ЗА ПРАВДУ БОЖИю

В Успенском соборе бывшего Отроч монастыря г. Твери прошла конференция, посвящена 450-летию мученической кончины в Твери святителя Филиппа (1507–1569), митрополита Московского и всея Руси. Большой интерес вызвало полемическое выступление протоиерея Георгия Белодурова. Публикуем несколько отрывков из него.

Темные времена

Для того, чтобы адекватно и наиболее точно оценить нравственное значение подвига митрополита Филиппа для нашего времени, необходимо немного рассказать об исторической ситуации, в которой этот подвиг был совершен. Прежде всего, стоит отметить, что время митрополита Филиппа, время его жизни и некоторое количество предшествующих десятилетий, как не покажется некоторым странным, – это одно из самых позорных времен русского православия, именно с точки зрения нравственности – нравственности общества и нравственности власти. И имя митрополита Филиппа – это реабилитация нашей Русской Церкви перед лицом правды Божией.

Были ли опричники православными?

Если кто-то усомнится в этом, то стоит вспомнить поход царя Ивана IV Грозного на Новгород. Этот поход коснулся и Твери, и не только митрополита Филиппа, который погиб во время этого похода. Здесь была устроена резня и грабеж. Это были все-таки церковные люди?

Перед тем, как войти в Новгород, опричники Ивана Грозного, руководимые им лично, собрали 500 представителей различных монастырей: игуменов, старцев, монахов, – и подвергли их тяжелейшим пыткам. Это называлось тогда в русском языке – правеж, когда людей избивали до полусмерти, с целью получить от них какие-то материальные средства – деньги, украшения, что-то еще. После окончания этого правежа, Иван Грозный велел умертвить всех этих 500 игуменов, старцев и монахов.

Может возникнуть вопрос: а царь и опричники вообще – православные ли люди? Что это за время для нас, для нашей культуры и страны, которая называется Святая Русь? И ведь не случайно называется, потому что именно правда Божия для русских людей всегда играла ключевую роль. И подтверждение этому – подвиг святого митрополита как человека, дерзнувшего говорить правду в лицо государю, потерявшему уже нравственные ориентиры, и сказать ему в лицо то, что мало кто тогда решался говорить вслух.

Оправдание «сильной руки»

В наше время зачастую приходится слышать такие слова: «да время было такое». Те же слова звучат и о временах сталинских репрессий. Слышно их и от тех людей, которые считают, что Ивана Грозного вообще надо прославить в лике святых. Они пользуются только географическими картами: вот Казань присоединил, вот Астрахань присоединил... А что было потом внутри страны, когда она потерпела крушение и не только в Ливонской войне, а просто как политическая и экономическая система? Невозможно было организовать страну на фундаменте насилия – на тотальном насилии, которое практиковалось.

Многие в наше время говорят о себе как о сторонниках сильной руки. Это уже любители Сталина. Но можно ли любить Христа и любить Диоклетиана, который устроил массовые гонения на Церковь в конце III – нач. IV веков? Невозможно.

Православной Церкви перед лицом власти в XX веке опять ставился подобный вопрос. Была опубликована декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г., в которой есть глава о том, что успехи советской власти – это наши успехи, что церковь живет мирно, дружно и никаких гонений нет. Эта публикация была вынужденной. Митрополит Сергий осознавал, что его имя может погибнуть в веках, но Церковь получит от этого хоть какую-то пользу.

Стояние в истине

Христос говорит: «Познайте истину, и она сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Когда человек познает истину, он, прежде всего, познает Христа. Христос говорит про Себя: «Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин. 14:6). И вот когда перед тобой какая-то угроза, нужно стоять в истине, даже если это угрожает твоей жизни. Поэтому и митрополит Филипп, отказывая в благословении Ивану Грозному, говорил: я знаю, что делаю, пускай я даже погибну из-за этого.

Зачастую приходится от некоторых либерально настроенных людей слышать о том, что в наше время духовенство находится в некоем рабстве, что никуда они не денутся, у них жены, дети. Завтра выступишь против власти, и всё… Нечем будет кормить семью. Так вот и в этом случае митрополит Филипп показывает нам пример. Он ведь знал, что погибнут его близкие – ему прислали в мешке голову его племянника, отрубленную опричниками, чтобы как-то устрашить и наказать его. Нельзя оправдывать свою бесхребетность или свою гордыню тем, что у тебя семья.

Митрополит Филипп: любовь и страх

Нужно любить церковь. Митрополит Филипп любил церковь и показывал этим пример и власти, и опричникам. Бога надо бояться и любить больше, чем кого бы то ни было. Вот этому учит нас митрополит Филипп. Бога любить, Церковь, мир Божий, братьев своих, стоять в этой любви и вере твердо.

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В НОЯБРЕ 2019

02.11.1985 – иерей Андрей Фонарёв, Воскресенский кафедральный собор, клирик, г. Тверь; храм в честь сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского, храм в честь блгв. князя Михаила Тверского, настоятель, г. Тверь.

12.11.1982 – диакон Сергий Валлит, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

13.11.1963 – протоиерей Вячеслав Зернов, церковь в честь Рождества Христова, настоятель, с. Старое Сандово, Сандовский район, Бежецкая епархия.

13.11.1965 – протоиерей Николай Карпец, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Чамерово, Весьегонский район, Бежецкая епархия.

13.11.1987 – иерей Александр Колосов, храм Новомучеников и исповедников Российских, настоятель, п. Оленино, Ржевская епархия.

15.11.1953 – иерей Владимир Большаков, Нило-Столобенская пустынь, Осташковский район.

16.11.1958 – иерей Александр Потросов, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, п. Ордынок, Жарковский район, Ржевская епархия.

16.11.1965 – протоиерей Евгений Новиков, Спасский кафедральный собор, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

17.11.1956 – протоиерей Василий Садженица, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, д. Хотилово, Бологовский район.

19.11.1966 – протоиерей Георгий Беляков, церковь в честь образа Спаса Нерукотворного, настоятель, с. Спас, Торжокский район.

19.11.1988 – иерей Петр Губанов, благочинный Удомельского округа, Князь-Владимирский собор, настоятель, г. Удомля, Бежецкая епархия.

21.11.1963 – протоиерей Алексий Сорочинский, церковь в честь Архангела Михаила при ОКБ, настоятель, г. Тверь. 

21.11.1968 – протоиерей Михаил Ивлев, церковь в честь великомученика Георгия Победоносца, настоятель, с. Матвеево, Спировский район, Бежецкая епархия.

23.11.1951 – протоиерей Сергий Масальцев, церковь в честь Живоначальной Троицы, настоятель, с. Кесьма, Весьегонский район, Бежецкая епархия.

24.11.1956 – протоиерей Владимир Сафронов, Спасо-Георгиевская церковь, настоятель, с. Млево, Удомельский район, Бежецкая епархия.

28.11.1971 – протоиерей Ярослав Шведов, секретарь Бежецкой епархии, благочинный Бежецкого округа, Спасский кафедральный собор, настоятель, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В НОЯБРЕ 2019 

03.11.1984 – 35 лет – иерей Евгений Минин, церковь в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», п. Эммаус, настоятель, г. Тверь.

08.11.1969 – 50 лет – протоиерей Виталий Казаченко, Николаевский Клобуков женский монастырь, г. Кашин.

09.11.1959 – 60 лет – иерей Олег Козлов, Крестовоздвиженская церковь Благовещенского женского монастыря, г. Бежецк, Бежецкая епархия.

10.11.1954 – 65 лет – иерей Виктор Ковалек, церковь в честь преподобного Серафима Саровского, г. Тверь. 

10.11.1984 – 35 лет –  иерей Николай Березин, церковь в честь Пророка Илии, с. Селихово, Конаковский район.

21.11.1964 – 55 лет – иерей Сергий Шибалов, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, с. Красное, Торжокский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В НОЯБРЕ 2019

04.11.2004 – 15 лет иерейской хиротонии – иерей Роман Решетилов, церковь в честь Вознесения Господня, г. Калязин.

29.11.1999 - 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Тимофей Петров, церковь в честь Успения Божией Матери, настоятель, с. Щелково, Кимрский район.

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер