СВЕТИЛЬНИК

В 2019 году исполнилось 200 лет со дня рождения 

архиепископа Тверского и Кашинского Саввы (Тихомирова)

 

savvaРодители будущего архипастыря проживали в селе Палехе Вязниковского уезда Владимирской губернии. Отец, Михаил Сергеевич, служил пономарем в Палехской Крестовоздвиженской церкви, происходил из низшего духовного звания и родовой фамилии не имел. Он был женат на дочери диакона села Гориц Шуйского уезда Стефаниде Ивановне, с которой, прожив в браке около 18 лет, прижил трех дочерей. Но родители мечтали о сыне. И вот в скором времени долгожданный ребенок должен был появиться на свет. Но, сильно простудившись в одной из поездок к родственникам, Михаил Сергеевич скончался в январе 1819 г. так и не увидев желанного сына. Стефанида Ивановна с дочерьми переехала в село Горицы Шуйского уезда Владимирской губернии, где жили ее ближайшие родственники. 15 марта 1819 года (здесь и далее даты по ст. ст.) в доме диакона Петра Ивановича, родного брата Стефаниды Ивановны, и родился младенец, которого нарекли Иоанном, в честь прп. Иоанна Лествичника. В раннем детстве мальчик был очень болезненным, часто нуждался в уходе, а вдова Стефанида жила в крайней бедности, несмотря на то, что и она и дочери неустанно трудились. Божией милостью мальчик креп, рос и к 7 годам воспылал жаждой книжного ученья. Матушка Стефанида изыскала средства приобрести для сына азбуку и отдала его в обучение образованному дьячку соседу Михаилу Васильевичу Белоцветову. Усердное прилежание к учению и благоговейная любовь к богослужению определили судьбу отрока Иоанна: в 1827 г. он был определен в Шуйское духовное училище, где получил фамилию своего двоюродного брата — Тихомиров. Обучение мальчику давалось, нередко он получал похвалы, грамоты и подарки за обучение, радуя своих родных. Но детские беззаботные годы были омрачены ранним уходом матери, замужеством сестер и крайней бедностью. Как сирота Иван Тихомиров содержался в училище за государственный счет, но в 14 лет взят был в частный певческий хор, что позволило ему получать дополнительный доход. В 1834 г., успешно сдав экзамены, Иван был переведен во Владимирскую духовную семинарию, где также содержался за казенный счет, жил в крайней нужде, перебиваясь частными уроками. Окончив 1840 г. семинарию с отличием, молодой человек планировал поступление в Московскую духовную академию, но очередная болезнь не позволила ему осуществить мечту. Первое время после окончания семинарии пришлось подрабатывать частными уроками и исполнять должность смотрителя семинарской больницы. В 1841 г. по совету доброжелателей он подал прошение об определении на должность учителя Муромского училища с предоставлением священнического места при муромском Богородицком соборе. Прошение было удовлетворено и завершилось свадьбою с дочерью прежнего муромского священника Анной Васильевной Царевской, рукоположением во диакона, затем во священника. Занимаясь обширной преподавательской деятельностью и попечением о многочисленной семье тестя, отец Иоанн не оставляет самообразования, проводя много времени в соборной и училищной библиотеках, собирает собственную. Собирать книги будущий владыка начал еще в школьные годы, пронеся любовь к ним, как кладезю знаний и мудрости, через всю жизнь. Семейное счастье оказалось кратковременным. В 1844 г. скончался единственный сын Михаил, а в 1845 г. и молодая жена. Преодолевая постигшее горе, после некоторых колебаний и раздумий отец Иоанн решается на поступление в Московскую духовную академию с последующим принятием монашеского пострига. Пострижение с наречением имени в честь прп. Саввы Вишерского (Новгородского) состоялось 1 окт. 1848 г. в трапезной церкви Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 1850 г. иеромонах Савва окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен митрополитом Филаретом (Дроздовым) ризничим Московской Синодальной (Патриаршей) ризницы и библиотеки. В 1855 г. за усердную 4-х летнюю службу на новом поприще иеромонах Савва был возведен в сан архимандрита и тогда же был издан его главный труд «Указатель для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки», начатый еще в 1852 г. Впоследствии труд этот неоднократно пополнялся и переиздавался. Он доставил своему автору широкую известность в церковно-археологической науке, а высокие лестные отзывы и благодарности за книгу архим. Савва получал до конца своих дней. В 1859 г. данное издание было удостоено Демидовской премии, присуждавшейся до 1866 г. ученым за выдающийся вклад в развитие наук. Тогда же в 1859 г. архим. Савва был назначен ректором Московской духовной семинарии и принят в члены Московской духовной консистории. В 1860 г. избран членом-корреспондентом Императорского Русского археологического общества. Ответственная и добросовестная деятельность архим. Саввы на поприще служения Церкви и обществу была отмечена орденом Св. Анны 2-й степени. В 1861 г. он назначается ректором Московской духовной академии и настоятелем Высоко-Петровского монастыря, оставаясь при этом членом консистории. В 1862 г. хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской епархии, получив в дар от московского митрополита серебряную панагию и полное архиерейское облачение. В 1864 г. избран в действительные члены Московского археологического общества. В 1865 г. награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

За годы утрат и лишений владыка Савва уверовал, что изначально «веден был вседержавною десницею премудрого Промысла». Но как бы мы не вглядывались в знаки судьбы, постичь о нас Божественный промысл до конца мы неспособны. В июле 1859 г. владыка Савва знакомится с рукописью тверского иерея Иоанна Белюстина «Страстная неделя, по своду сказаний евангельских с примечаниями и очерком предшествовавших событий», которая предлагалась к печати. Владыка отклонил ее по причине несоответствия духу православного вероучения. Мог ли знать тогда Владыка, что через 14 лет возглавит Тверскую кафедру и ему неоднократно самому придется заниматься «перевоспитанием» свободомыслящего отца Иоанна, который будет доставлять ему множество хлопот? В оправдание отца Иоанна Белюстина скажем, что именно он оставил для нас ценные «заметки пешехода» о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре, опубликованные в 1852 г. в «Московских ведомостях».

Но пока в 1866 г. владыка Савва назначается на кафедру в Полоцко-Витебскую епархию. Позднее, в 1874 г., переводится в Харьковско-Ахтырскую епархию. А 23 апреля 1879 года назначается епископом Тверским и Кашинским. Прибытие преосвященнейшего Саввы в Тверь широко освящалось в «Тверских епархиальных ведомостях» (ТЕВ. Неоф. ч. 1879. №12, с. 273–276; №13, с. 304–312). «Непрестанная забота о благоукрашении храмов Божиих, о благоустройстве духовно-учебных заведений, попечение о внутреннем благоустроении иноческой жизни, частые периодические посещения епархии во всех ее уголках, — отмечает Галина Гуличкина в предисловии к современному изданию «Архиепископ Савва (Тихомиров). Хроника моей жизни», — вот предмет постоянной деятельности владыки Саввы на Тверской кафедре» (Ук. соч. М., 2016. С. 13).

На новом назначении владыка Савва остался верен своей любви к книгам и древним рукописям. Посещая монастыри и храмы Тверской епархии, преосвященный обращает внимание на церковно-монастырские библиотеки и архивы. И уже с декабрьским 24 номером «ТЕВ» за 1879 г. выходит первый том приложения «Историческая библиотека Тверской епархии» с отдельной нумерацией листов, в котором предполагалось печатать старинные рукописные памятники церквей и монастырей Тверской епархии. Издание «ИБТЕ» было открыто публикацией описных книг Старицкого Успенского монастыря (ТЕВ. №№24 за 1879 и 1880 гг.), продолжено «Сказанием» о Выдропусской иконе Богоматери и изданием описей и монастырского «Летописца» Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (ТЕВ. 1880. №24).

Неустанные епархиальные и научные труды владыки Саввы не остались незамеченными. В 1880 г. он возведен в сан архиепископа, а в 1883 г. пожалован орденом Св. Александра Невского, получив к нему 1887 г. бриллиантовые знаки. В мае 1882 г. Владыка в очередной свой объезд епархии посетил Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, находившийся с 1803 г. в составе Весьегонского уезда.

В 1893 г. архиеп. Саввой в Тверской типографии Губернского правления публикуется «Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому». В 1894 г. Владыка за свои многолетние просветительские труды (издано около 10 крупных научных публикаций) удостаивается степени доктора церковной истории.

В августе 1895 г. архиеп. Савва освящал Благовещенский собор Бежецкого Благовещенского женского монастыря в сослужении отца Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и краснохолмского архим. Анатолия (Смирнова). В 1896 г. он удостаивается высокой награды — бриллиантового креста для ношения на клобуке.

В конце жизни Владыка стал необычайно слаб глазами, появились проблемы с сердцем и ногами. К осени состояние его здоровья ухудшилось и 13 октября 1896 года земные труды Владыки окончились. При бесчисленном стечении народа он был погребен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Захоронение его не сохранилось, поскольку в 1935 г. собор был взорван.

В неофициальной части «Тверских епархиальных ведомостей» за 1896 г. были напечатаны сведения о последних днях жизни и погребении высокопреосвященнейшего Саввы (Тихомирова) (ТЕВ. 1896. Неоф. ч. №20, с. 567–577; №21, с. 603–608; №22, с. 635–655; №23, с. 668–674; №24, с. 705–710). С 1897 г. «Богословский Вестник» (журнал МДА) приступил к публикации автобиографических записок высокопреосвященного Саввы (велись с 1876 по 1892 год) под заглавием «Хроника моей жизни» (до 1911 г. вышло 12 тт.). Затем издание этих записок в 1898–1911 гг. было осуществлено Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и 2-м Сергиево-Посадским издательством А.И. Снегиревой (вышло 9 тт.), а к 120-летию со дня блаженной кончины в 2016 г. — издательством Московского Сретенского монастыря (1 т.).

 

ВСЯ ЖИЗНЬ — СЛУЖЕНИЕ

190 лет со дня рождения игумена Анатолия (Смирнова)

«Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их». (Евр. 13:7).

igumenВ июне 2019 года исполняется 190 лет со дня рождения архимандрита Анатолия (Смирнова) — игумена Краснохолмского Николаевского Антониева и Калязинского Свято-Троицкого Макарьева монастырей. И хотя он не причислен к лику святых, не пользовался среди современников почитанием при жизни, мирно почил о Господе еще до революционных потрясений истекшего столетия, но жизнь его и служение таковы, что не могут оставить равнодушным христианское сердце.

Принимая на себя все тяготы монашеского служения, памятуя слова Христа, что «иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Матф. 11:30), отец Анатолий самоотверженно и бескорыстно 30 лет возглавлял третьеклассный Николаевский Антониев монастырь, посвятив ему талантливое «Историческое описание…», остающееся до сих пор единственной серьезной обобщающей исследовательской работой, посвященной истории обители, написанной на основе, прежде всего, документов монастырского архива, с которой уже чуть более 135 лет исследователи и все интересующиеся начинают свое знакомство с историей Краснохолмского монастыря.

Отец Анатолий (Смирнов) родился 2 июня 1829 года в селе Богородское-Базулино Калязинского уезда Тверской губернии в семье пономаря местной Богородичной церкви Владимира Васильевича Чекалова и Марии Петровны Дворяшиной, получив в крещении имя Александр. В 1837–1844 гг. Александр проходил обучение в Кашинском приходском духовном училище, где ему дали новую фамилию — Смирнов. После 1844 г. он продолжил обучение в Тверской духовной семинарии, по окончании курса которой был уволен с аттестатом второго разряда. Учеба давалась юноше, он мог пересдать экзамены и продолжить свое обучение в высшем учебном заведении, но дальнейший свой жизненный путь, думается, он выбрал сознательно и добровольно. Будучи еще весьма молодым человеком, 25–26 лет отроду, в 1854 г. он был определен в число послушников первоклассного Троицкого Макарьева Калязина монастыря, где уже через два года обязательного искуса был пострижен в монахи с именем Анатолий. Молодой инок, должно быть, отличался незаурядными талантами, его послужной список впечатляет: в 1857 г. Анатолий произведен в иеродиакона, в 1857 г. — в иеромонаха; в 1858 г. определен ризничим; в 1860 г. награжден набедренником; в 1861 г. определен казначеем; в 1864 г. назначен наместником Троицкого Калязина монастыря; 1865 г. определен строителем Кашинского Димитровского монастыря. А 150 лет назад, в октябре 1869 г., Анатолий был назначен настоятелем третьеклассного Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря с последующим возведением в сан игумена. Настоятельствовал отец Анатолий в Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре с 1869 по 1899 год. На протяжении нескольких лет он занимался сохранением и изучением старинного монастырского архива, тем самым спас от забвения историю древнего Антониева монастыря, фактически положив начало краеведческим и научным изысканиям исследователей последующих столетий.

monastyrВ 1870 г. за особенное усердие и труды в пользу бедных духовного звания по представлению Тверского епархиального попечительства отцу Анатолию была изъявлена архипастырская признательность. В 1872 г. за отличную усердную службу, согласно указу Святейшего правительствующего синода за № 704, он всемилостивейше был награжден золотым наперсным крестом, что до 1896 г. являлось отличительным знаком особого признания заслуг перед Церковью. В 1887 г. отец Анатолий был возведен в сан архимандрита; в 1894 г. награжден орденом Св. Анны 2-й ст. за службу, в 1906 г. — орденом Св. Владимира 4-й ст., в 1907 г. — орденом Св. Владимира 3-й ст. по случаю 50-летия священнической службы.

В августе 1895 г. архим. Анатолий принимал участие в освящении Благовещенского собора Бежецкого Благовещенского женского монастыря, сослужив архиепископу Савве (Тихомирову) вместе с отцом Иоанном Сергиевым (Кронштадтским). В 1899 г. игумен Анатолий, которому исполнилось уже 70 лет, был переведен настоятелем в Троицкий Калязин монастырь с сохранением сана архимандрита. В сентябре 1901 г. он принял участие в освящении главного престола церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери г. Красный Холм, сослужив архиепископу Димитрию (Самбикину). В 20-х числах июня 1902 г. принимал участие в праздничных мероприятиях по случаю переложения св. мощей благ. кн. Михаила Ярославича в новоустроенную раку, являясь членом специальной комиссии по освидетельствованию и приготовлению мощей к переложению.

В марте 1903 г. Тверской епархиальный историко-археологический комитет выразил благодарность братии Калязина монастыря в лице настоятеля архим. Анатолия за пожертвование на восстановление церкви бывшей в колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора в размере 100 руб. В 1903–1904 гг. архим. Анатолий работал над сравнением службы прп. Макарию Калязинскому в Минее из монастырской и Синодальной библиотек. В 1904 г. был назначен членом комиссии для составления описи древностей Троицкого Калязина монастыря, пожертвовав впоследствии в Тверской епархиальный историко-археологический комитет 20 фотографий с фресок соборного храма обители.

В августе 1903 г. архим. Анатолий принимал участие в торжественной службе по случаю освящения новой часовни прп. Макария Калязинского в кашинском Николаевском Клобуковом монастыре. А в феврале 1905 г. в Тверском кафедральном соборе сослужил преосвящ. Александру, еп. Старицкому, в заупокойной литии по вел. кн. Сергею Александровичу Романову.

В разные годы отец Анатолий (Смирнов) являлся членом многочисленных общественных организаций Калязина и Красного Холма: состоял блюстителем по хозяйственной части духовного училища г. Красный Холм; членом Калязинского отделения епархиального училищного совета; действительным и почетным членом Тверской ученой архивной комиссии; действительным членом Общества хоругвеносцев калязинского Николаевского собора и почетным членом калязинского благотворительного общества «Доброхотной копейки»; был директором Калязинского отделения тюремного комитета.

Вся жизнь игумена Анатолия (Смирнова) прошла в активном служении Богу и людям. И к 1911 году он уже не мог служить из-за ревматизма ног, вызванного, по всей видимости, некогда перенесенным вирусным заболеванием, хотя с основными обязанностями по управлению Калязиным монастырем он все еще превосходно справлялся. В ноябре 1911 г. Указом Святейшего синода 83-летний отец Анатолий согласно его прошению был уволен от должности архимандрита Троицкого Калязина монастыря, оставшись проживать в монастыре на покое. Скончался архим. Анатолий предположительно в 1915 или 1916 году, поскольку в Адрес-календаре по Тверской губернии на 1916 год он уже ни в каких организациях не значится. Архимандриту Анатолию (Смирнову) было около 87 лет. Предположительно захоронен он был на территории Троицкого Калязина монастыря, могила его не сохранилась.

Активная жизненная позиция, честное и ревностное отношение к своим пастырским обязанностям, умение и желание трудиться на благо малого своего отечества, удивительная способность к любому делу относиться как к главному и важному, способность быть ответственным в решении любых вопросов, вникать в их суть, делиться собой и своими знаниями, при этом оставаться простым и скромным — вот те качества, которые были присущи игумену Анатолию (Смирнову).

Из нового биографического очерка игумена Анатолия (Смирнова)

Тарасова Наталья,

историк, Санкт-Петербург

Юбиляры

ДНИ РОЖДЕНИЯ В МАЕ 2019

07.05.1962 – протоиерей Димитрий Мамонов, церковь в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца, настоятель, с. Никольское, Калининский район.

10.05.1952 – иерей Алексий Семенов, Всехсвятская церковь, п. Максатиха, Бежецкая епархия. 10.05.1953 – диакон Владимир Ладаткин, Всехсвятская церковь, п. Максатиха, Бежецкая епархия.

10.05.1983 – протоиерей Николай Симчук, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, г. Торжок.

12.05.1966 – иерей Андрей Гришаенков, приход в честь свт. Серафима Чичагова, г. Тверь.

15.05.1958 – протоиерей Вадим Махновский, церковь в честь св. апостолов Петра и Павла, настоятель, п. Карачарово, Конаковский район.

15.05.1963 – протоиерей Николай Губский, благочинный Лихославльского округа, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, г. Лихославль, Бежецкая епархия.

15.05.1973 – протоиерей Димитрий Круглов, благочинный Зубцовского округа, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, настоятель, г. Зубцов, Ржевская епархия.

15.05.1983 – игумен Арсений (Леонов), Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь, настоятель.

16.05.1961 – протоиерей Владимир Березюк, церковь Преображения Господня, настоятель, г. Вышний Волочек.

16.05.1968 – протоиерей Анатолий Гринюк, церковь в честь свщмч. Фаддея, архиепископа Тверского, настоятель, п. Красномайский, Вышневолоцкий район.

17.05.1988 – иерей Илья Марков, храм Спаса Нерукотворного Образа, настоятель, с. Венецианово, Удомельский район, Бежецкая епархия.

18.05.1951 – протоиерей Георгий Белоусов, собор в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», г. Тверь.

18.05.1958 – протоиерей Сергий Тимофеев, Князь-Владимирский собор, г. Удомля, Бежецкая епархия.

20.05.1963 – протоиерей Андрей Преображенский, церковь в честь Рождества Богородицы, с. Городня на Волге, Конаковский район.

20.05.1970 – иерей Владимир Романов, церковь в честь святого Георгия Победоносца, настоятель, с. Юрьево-Девичье, Конаковский район.

20.05.1971 – иерей Георгий Миколута, церковь Преображения Господня, настоятель, с. Куженкино, Бологовский район.

21.05.1947 – протоиерей Евгений Шлыков, церковь в честь блг. князя Михаила Тверского, настоятель, г. Тверь (Остров Памяти).

22.05.1960 – протоиерей Николай Алексеев, благочинный Торжокского округа, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, г. Торжок.

22.05.1963 – иеромонах Николай (Голубев), благочинный Нелидовского округа, церковь в честь иконы Божией Матери «Балыкинская», настоятель, г. Нелидово, Ржевская епархия.

24.05.1975 – иерей Андрей Гайдай, церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская», настоятель, с. Марьино, Торжокский район.

25.05.1985 – иеромонах Дамаскин (Леонов), церковь Владимирской иконы Божией Матери, г. Тверь.

27.05.1973 – иеромонах Рафаил (Соколов), Князь-Владимирский собор, г. Удомля, Бежецкая епархия.

27.05.1983 – иеромонах Герман (Фисенко), Свято-Преображенский Оковецкий скит, скитоначальник, храм Смоленской иконы Божией Матери, настоятель, с. Оковцы, Селижаровский район.

28.05.1951 – протоиерей Валерий Лапатко, церковь в честь Вознесения Господня, г. Кимры.

28.05.1967 – протоиерей Петр Дубяго, церковь в честь Рождества Христова (в Рыбаках), настоятель, г. Тверь.

29.05.1977 – иерей Роман Решетилов, церковь в честь Введения Божией Матери во храм, г. Калязин.

31.05.1952 – протоиерей Сергий Тимофеев, Богоявленская церковь, настоятель, с. Толмачи, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

ЮБИЛЕИ В МАЕ 2019 

05.05.1979 – 40 лет – протоиерей Роман Локочинский, церковь Александра Невского, настоятель, с. Калашниково, Лихославльский район, Бежецкая епархия.

10.05.1969 – 50 лет – иерей Александр Царев, церковь в честь Рождества Богородицы, настоятель, с. Упирвичи, Торжокский район.

29.05.1954 – 65 лет – архимандрит Сергий (Швырков), Христорождественский женский монастырь, г. Тверь.

30.05.1974 – 45 лет – игуменья София (Прощаева), Ольгинский женский монастырь, настоятельница, с. Волговерховье, Осташковский округ.

30.05.1974 – 45 лет – протоиерей Димитрий (Дереник) Каспаров, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Красное, Старицкий район.

31.05.1969 – 50 лет – протоиерей Алексий Кулаков, церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель, п. Бурашево, Калининский район.

ЮБИЛЕИ ХИРОТОНИЙ В МАЕ 2019

14.05.1999 – 20 лет иерейской хиротонии – протоиерей Иоанн Крылов, церковь в честь Пророка Илии, настоятель, с. Погорелое Городище, Зубцовский район.

27.05.1989 – 30 лет иерейской хиротонии – протоиерей Николай Алексеев, благочинный Торжокского округа, церковь в честь Архангела Михаила, настоятель, г. Торжок.

28.05.2009 – 10 лет иерейской хиротонии – иерей Андрей Двинин, церковь в честь Преображения Господня, настоятель, с. Сухошины, Селижаровский район.

 

Духовенство Тверской епархии

Контактная информация Ржевской епархии

Духовенство Бежецкой епархии

Свежий номер